История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

Храм Казанской иконы Божией Матери

Пожалуй, наиболее впечатляющим сооружением в Терийоках является чудом сохранившаяся православная церковь. Церковь восхитительной, редкой красоты, которая очаровывала даже местных финнов-лютеран. Оригинальное архитектурное решение в сочетании с удачным расположением на холме делают ее поистине местной доминантой. Сходите в Зеленогорский парк культуры и отдыха, поднимитесь на "чертово колесо" и насладитесь открывающимся оттуда видом: бескрайняя гладь залива, покрытые соснами холмы и возвышающаяся над ними белоснежная громада церкви со сверкающими на солнце крестами... Даже меня, человека не религиозного, этот вид повергает в некий трепет.

Первая православная церковь была построена в Терийоках еще 1880 году на средства, пожертвованные купцом Дурдиным, и потому получила название "Дурдинская". Освящена она была 6.08.1880 во имя Казанской иконы Божией Матери1, по благословению митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского и Финляндского Исидора (Никольского). Церковь была деревянная, находилась она на Куоккальской дороге, со стороны залива. Приписана она была к Райволовскому приходу (в Райвола церковь была построена чуть раньше).

Чертежи "Дурдинской" церкви из журнала "Зодчий" за 1888 г. Архитектор Ф. С. Харламов.

Дурдинская церковь
Дурдинская церковь

Чертеж "Дурдинской" церкви из "Архитектурной энциклопедии" Г. В. Барановского, СПб, 1907 г.

Дурдинская церковь

Вскоре размеры церкви перестали удовлетворять потребностям верующих. Тогда староста Н. А. Дурдин (сын строителя храма) расширил здание более чем вдвое, украсив его колокольней в старомосковском стиле. Перестройкой церкви руководил архитектор Ю. Ф. Бруни. В июле 1894 г. церковь осмотрел и провел службу архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский).2

В Иллюстрированном Альманахе "Санкт-Петербургское купечество и Торгово-Промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы", выпущенном 16 апреля 1903 г., опубликованы фотографии династии купцов Дурдиных и, в том числе, Андрея Ивановича Дурдина (скончался в 1888 г.), директора-распорядителя пиво-медоваренного завода "Иван Дурдин" в СПб, пожертвовавшего средства на постройку первой православной церкви в Терийоки, и его сына Николая Андреевича Дурдина, директора пиво-медоваренного завода "Иван Дурдин", старосты прихода, пожертвовавшего средства на расширение церкви, выполненное в 1894 г.

Андрей Иванович Дурдин
Андрей Иванович Дурдин
Николай Андреевич Дурдин
Николай Андреевич Дурдин

"Дурдинская" церковь после перестройки на открытках начала 1900-х годов.

"Дурдинская" церковь после перестройки на открытке начала 1900-х годов
"Дурдинская" церковь после перестройки на открытке начала 1900-х годов

Храм

В 1898 году русские, проживавшие в Терийоках, решили организовать свой приход с должностями священника и диакона. Приход оказался состоятельным и смог свободно содержать обоих. Деревянная церковь сгорела 5.12.1907. Из находившейся напротив летней дачи соорудили временную церковь. Настоятель церкви прот. Петр Поташев возбудил вопрос о строительстве нового храма в центре селения, на лучшем, просторном месте. Богослужения во временной церкви продолжались, однако, до 1913 года.

Наконец, дело было решено в положительном смысле. Для нового храма был приобретен на пожертовования новый участок площадью 4300 кв. саж. (2,14 га), на возвышении, в центре селения, взамен прежнего участка, всего 267 кв. саж., находившегося в низине, в стороне от центра. Закладка храма была совершена в 1910 году.

Храм построен по проекту архитектора Н. Н. Никонова, с расчетной вместимостью 800 чел. Стиль храма - московско-ярославский, XVI столетия, с тем лишь различием, что строителями устранена пестрота окраски, и вся церковь снаружи оштукатурена и выкрашена в один белый цвет. Высота колокольни с крестом 23 саж. (49,07 м). Вес главного колокола составлял 395 пуд., общий вес всех колоколов 561 пуд. Большой колокол был пожертвован богачом А. М. Александровым. Иконостасы всех 3-х алтарей выполнены по проекту гражд. инж. В. Ф. Иванова, соответственно стилю церкви. Иконы выполнены худ. А. П. Розановым.

В 1913 году был освящен придел св. Сергию Радонежскому в новой каменной церкви. В 1915 году был освящен весь храм. Освящение храма совершал архиепископ Финляндский Сергий, в присутствии многочисленного духовенства как из Выборга, так и из Петербурга. Торжество освящения посетил Финляндский генерал-губернатор со своим штатом.

Фотографии строительства нового храма, сделанные в 1912 году (из архива Е. Ромащенко):

Фотография строительства нового храма, сделанная в 1912 году (из архива Е. Ромащенко)
Фотография строительства нового храма, сделанная в 1912 году (из архива Е. Ромащенко)
Фотография строительства нового храма, сделанная в 1912 году (из архива Е. Ромащенко)

Фотографии новой каменной церкви середины 1910-х годов:

Храм Казанской иконы Божией Матери, 1913 год
Терийоки. Православная церковь. Иконостас. 1910-е годы.

П. Ф. Миролюбов, живший в Терийоках в 1918-39 гг., вспоминает:

"Первым настоятелем церкви был о. Петр Поташев. Он скончался 1.10.1917 и был похоронен, как основатель прихода, под спудом церкви, с южной стороны. Заменил его прибывший из Савонлинна свящ. Григорий Светловский. Он родился в 1872 году в с. Лохново, неподалеку от Старой Руссы, в тогдашней Новгородской губ. Окончил Новгородскую семинарию, учительствовал в Бологом, где женился, и, вероятно, по приглашению П. Поташева (который тоже родом из Новгорода) в 1889 году перебрался в Финляндию, в г. Вильманстранд (Лаппеенранта), где занял должность псаломщика. В сан священника Светловский был посвящен в 1900 году в Выборге еп. Антонием, Финляндским архипастырем. В течение 17 лет Светловский занимал должность настоятеля Савонлиннского прихода, а после смерти П. Поташева приехал в Терийоки, где и был настоятелем прихода до 1925 года. В 1926 году он основал в Выборге т. н. Покровскую общину, которая во время Зимней войны эвакуировалась в Хельсинки. Умер о. Григорий Светловский в Хельсинки в 1948 году.

После отъезда Светловского должность настоятеля занял свящ. Михаил Орфинский. Родился он в 1873 году в Петрозаводске. Герой Первой мировой войны, награжден за храбрость золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте, контужен. После войны приехал в Выборг, позже получил место священника небольшой церкви у ст. Мустамяки, а затем стал настоятелем Терийокского прихода. В 1939 году эвакуировался вместе с приходом в Ярвенпяя, где и был священником в церкви. Умер в 1947 году.

В Терийоках православное население было преимущественно русским. Если и встречались карелы, то и те были русскоязычными, так что вопрос языка при богослужениях не стоял. Церковное управление Финляндии смотрело сквозь пальцы на незнание православным духовенством финского языка. До революции это вообще никого не интересовало.

В 1924 году церковь пережила сильное бедствие - ураган и наводнение, принесшие большой урон. А в 1925 в церкви был пожар: загорелись дрова. Пожар продолжался с 3 ч. дня до 6 ч. утра. Это событие потрясло все Терийоки. Для подачи воды в длинную цепь выстроились солдаты, пожарные, прихожане, ученики Терийокского реального училища и начальной школы - все участвовали в спасении только что отремонтированного храма. Своды церкви выдержали пожар. Повреждения были большие: кроме покраски, которая вся была испорчена, сгорела половина алтаря. Долго еще внутри пахло гарью, которая въелась в стены и иконостас, а также во все деревянные предметы - двери, шкафы, скамейки.

Настоятель о. Григорий руководил ремонтом храма до и после пожара, а на следующий год покинул приход.

Жизнь православного прихода "на чужбине" не всегда была мирной и спокойной. Окружение "инославием", т. е. лютеранством, давало себя чувствовать. Православная вера называлась, да и теперь называется "русской верой", т. е. в условиях того времени это была вера "врага". В тот момент, после революции, наличие православия на границе переживалось очень остро местным, т. е. сугубо финским населением. Освободились, мол, от поработителя-царя, так убирайтесь и вы все туда же, подальше. Некоторые люди и учреждения были весьма воинственно настроены. Таковой была, например, почта, которая находилась рядом с храмом. Очень не нравился почте церковный благовест, особенно звон большого колокола. Были жалобы: мол, невозможно работать - как откроешь окно, да вдруг ударит большой колокол - так бумаги и летят... Крестные ходы привлекали большое количество зевак, которые посмеивались над православными: вот, русские опять "бога" спрятали, а теперь ищут..."

После революции относительно мирная жизнь храма продолжалась 22 года. Затем над ним пронеслись две войны - Зимняя и Великая Отечественная.

1941 год
Терийокский храм в 1941 году. Рисунок финского солдата - участника боев

Пострадавший от обстрелов, лишившийся колоколов и внутреннего убранства храм около 30 лет стоял заброшенный. Здание использовалось для хозяйственных нужд. К реставрации его внешнего вида приступили в конце 70-х годов. Планировалось использовать здание "для культурных целей".

30.08.1988 была официально зарегистрирована православная община г. Зеленогорска. Ходатайство о возвращении храма поддержали тогдашние кандидаты в народные депутаты СССР А. А. Собчак и С. М. Подобед.

5.06.1989 Исполком Ленсовета решил вопрос о передаче общине храма и прилегающей территории в положительном смысле.

о. Викентий
О. Викентий
выступает на митинге
в честь Дня Города 28 июля 2001 г.

5.10.1989 по благословению тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия настоятелем храма был назначен иеромонах Викентий (в миру Владимир Дмитриевич Кузьмин).

28.10.1989 на ступенях храма при большом стечении народа им было совершено первое богослужение по случаю Родительской Дмитриевской субботы.

4.11.1989 в день Казанской иконы Божией Матери прихожане встретили храмовую Казанскую икону Божией Матери, доставленную из Александро-Невской лавры. Состоялось богослужение и крестный ход. Служба шла под открытым небом, а о. Викентий обращался к собравшимся со ступеней храма.

Между тем, восстановительные работы в храме щли полным ходом.

21.11.1989 в правом приделе храма в честь Сергия Радонежского была совершена первая литургия. С этого дня в храме начались первые богослужения.

К 15.04.1990 - Светлому Христову Воскресенью - основные отделочные работы внутри храма были завершены, сняты леса, простоявшие там без малого 10 лет, и праздничная пасхальная литургия была впервые совершена перед главным престолом во имя Божией Матери, иконы ея Казанской.

В 1991 году в храме был совершен акт вандализма. Ночью неизвестные варвары ограбили храм, похитив 10 ценных икон, подаренных верующими возрожденной церкви. В их числе и храмовая Казанская икона Божией Матери. Взамен утраченной приходской совет церкви приобрел в антикварном магазине г. Москвы чудный старинный образ Казанской иконы Божией Матери (вторая половина 17 века). Единственное, что требовалась большая реставрация иконы. По благсловлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, эта икона была реставрирована в мастерских Святейшего - реставратором Маргаритой Жарко. По сей день этот образ находится в Казанской церкви. .


1. Празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы Казанской установлено по воле царя Михаила Федоровича и благословению Святейшего Патриарха Филарета в память об избавлении Москвы и всей России от нашествия Литвы и поляков в 1612 году помощью и заступничеством Богоматери.

2. Из "Прибавления к церковным ведомостям", 16 июля 1894 года, №29:
Дачная местность Териоки 2-го сего июля осчастливлена была посещением высокопреосвященного архиепископа Антония. Прибытие высокочтимого иерарха внесло великое оживление в среду местного православного населения. На станции Териоки его высокопреосвященство был встречен законоучителем 3-й С.-Петербургской гимназии протоиереем К. И. Ветвеницким с старостой церкви - сыном строителя ее Н. А. Дурдиным и проф. А. П. Лопухиным. Преподав благословение собравшимся на платформе дачникам, владыка проследовал прямо в церковь. Со славою встреченный собором жительствующих здесь на даче столичных священнослужителей, владыка после краткого молитвословия осмотрел церковь, которая в своем обновленном и расширенном виде составляла главную цель посещения его высокопреосвященства. Русское летнее население в последние годы здесь стало так быстро возрастать в своей численности, что прежние размеры церкви далеко перестали удовлетворять потребности, и потому староста ее Дурдин, унаследовавший от своего покойного отца преданность Церкви, расширил храм более чем вдвое против прежнего и украсил великолепной, в старомосковском стиле, колокольней, которая придает оживление и красоту всей местности. Церковь, могущая теперь вмещать до тысячи молящихся, своим изяществом произвела на владыку наилучшее впечатление, и он со вниманием расспрашивал о всех подробностях перестройки, которою руководил архитектор Бруни. В 7 часов вечера архипастырь совершил всенощную, а на другой день, в воскресенье, божественную литургию, которая собрала все местное дачное население, включая многих иноверцев - лютеран, выражавших желание посмотреть на русское торжественное архиерейское служение. Высокопреосвященному владыке сослужили пять протоиереев и священников и три диакона с двумя иподиаконами, при стройном пении нарочито выписанного из С.-Петербурга хора, что произвело на всех сильное и глубокое впечталение. За литургиею протоиерей К. И. Ветвеницкий, с свойственным ему одушевлением, произнес слово, в котором, выяснив значение храма в христианстве по сравнению с храмом ветхозаветным, воздал должную дань чести трудам тех, иждивением которых создан, расширен и благоукрашен этот храм...
(Статья из Из "Прибавлений к церковным ведомостям" любезно предоставлена сайтом http://ristikivi.spb.ru/docs/terijoki-1894-church.html)

/ ©  terijoki.spb.ru. Последние дополнения от 06.10.2019 г. /

Викентий
Храм
Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Зеленогорске

 

Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Зеленогорске

Дополнительные ссылки:
- раздел православного прихода г.Зеленогорска;
- фотоальбом, посвященный зеленогорскому храму Казанской иконы Божией Матери.


Обсудить статью на форуме.

Последние комментарии:

29-12-2023 16:53 abravo
Цитата:[ а можно пожалуйста ситуационный план (генплан ) ? ] Все, что у нас есть -

29-12-2023 16:10 Anonymous
а можно пожалуйста ситуационный план (генплан ) ?

08-03-2015 11:13 Anonymous
Один из важнейших храмов в Христианстве. Оплот веры для многих. Историческое и духовное достояние Российской земли.

22-01-2014 14:34 Anonymous
Спасибо большое!

22-01-2014 09:33 abravo
Цитата:[http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=124720 Подскажите, пожалуйста, куда пропал батюшка, слева на этой фотографии?] О. Григорий теперь настоятель церкви в Комарово.

22-01-2014 03:34 Anonymous
http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=124720 Подскажите, пожалуйста, куда пропал батюшка, слева на этой фотографии?

27-04-2009 15:20 abravo
Обсуждение материала http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=hram&lang=ru .




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.