История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

К. Глушков. Русская деревня в Ярвенпяя

Кирилл Глушков, вице-председатель правления Форума русскоязычного населения Финляндии, член приходского Совета православного прихода Хельсинки, член редколлегии журнала «Вестник».

В 1939 году, когда началась Зимняя война, всех жителей Карельского перешейка, в том числе и нашего приграничного Терийоки (Зеленогорск) переселили в небольшой поселок Ярвенпяя. Моя мать приехала сюда без вещей, с двумя маленькими детьмя. Сюда же был эвакуирован православный приход города Терийоки вместе с отцом Михаилом Орфинским и отцом-дьяконом Антонием Быстриевским. Отец Михаил ходил в рясе по улицам, что было шоком для местного населения. Но свои длинные волосы он подрезал.

Беженцы очень нуждались в богослужениях, в утешениях. Службы устраивались в спортивном зале школы Harjula. Кадить приходилось пустым кадилом, так как администация школы запрещала «портить» воздух ладаном.

Тогда я стал прислуживать в церкви и делал это с 8 до 18 лет (до армии). Поэтому я хорошо знаю православие и считаю, что оно является неотъемлемой частью наших русских семейных традиций.

В 1948 году в Ярвенпяя была построена первая в стране послевоенная православная церковь. Строили ее на свои, собранные «с миру» средства без помощи государства. Главным строителем был Алексей Копонен — сам лютеранин, - который много позднее перешел в православие. Разрешения на строительство церквей не давали и это значилось как строительство склада для игрушечной фабрики Копонена.

Первый православный храм в Ярвенпяя. Лето 1948 года
Первый православный храм в Ярвенпяя. Лето 1948 года
Первый православный храм в Ярвенпяя. Лето 1948 года

Я помню ветреный день, когда собрались на поляне беженцы из Карелии, чтобы освятить фундамент будущего храма. На нас, мальчишек, большое впечатление произвело то, что в фундамент замуровали капсулу с золотой монетой и грамотой. Еще большее впечатление было в 1981 году, когда в Ярвенпяя построили новую каменную церковь и разбирали старую. Капсулы там не оказалось.

Когда русские люди узнали, что в Ярвенпяя есть церковь, они стали перебираться сюда из других уголков Финляндии. В большинстве это были жители бывших сел Кюрели и Райвола, такие же беженцы, как и мы. И понемного внутри финского поселка образовалась русская деревня в 500-700 жителей.

Это не было компактное поселение, дома русских были разбросаны по всему поселку, но мы все знали друг друга. На одних улицах русских было меньше, на других — больше. Много наших было, например, в Киннари. Здесь мы жили в перемешку с татарами, которые приехали сюда еще в начале столетия. Пожилые татары говорили по-русски, поэтому нас и расселяли среди них.

Нашу семью в 1939 году сперва подселили на балкон к Талусу, а потом переселили к очень милым финнам по фамилии Салин. После войны, когда отец получал денежную компенсацию за имущество, пропавшее на Карельском перешейке,он купил участок у татар Бешар. У нас с ними всегда были очень хорошие отношения.

На нашей улице Киннари в большом татарском доме жили Репины. Илья Васильевич — племянник знаменитого художника, - и его супруга тетя Лиза.

По професии Илья Васильевич был резчиком по дереву. Сейчас его работы можно увидеть в церкви Ярвенпяя и в Ильинском храме на большом православном кладбище в Хельсинки.

К Репиным в гости часто приезжал Юрий Ильич, сын знаменитого художника, сам художник. Он запомнился многим своей странной внешностью, - зимой и летом он ходил босяком. Другой его странностью было выбрасываться из окна. Он делал это несколько раз и однажды погиб, выбросившись из окна ночлежки. Выставка его работ была устроена в 1992 году в Лаппенранте. Тете Лиза и Илья Васильевич похоронены в Ярвенпяя на местном кладбище. Я уплатил за их могилы до 2042 года, кто будет дальше платить, - не знаю.

Сейчас Кирку Бабицина знают все в Финляндии. Он один из самых знаменитых певцов. Хоть он и поет по-фински в стиле поп-музыки, он — наш парень из Ярвенпяя. И всю семью Бабициных я с детства хорошо помню.

Много на нашей улице жило интересных в своем роде людей. Хорошо помню семью Жуковых. Иду я раз из школы по улице Киннари и вижу, что у Жуковых горит дом по самому верху крыши. Я побежал к ним, чтобы сказать об этом. Семья спокойно сидела на кухне и ела картошку. Я говорю: «Вы горите!». Они бросились спасать дом. Виктор, отец семейства, побежал вызывать пожарных, а женщины стали выбрасывать вещи со второго этажа. Позднее Виктор мне сказал: «Мы бы и сами заметили». Конечно, заметили бы. Но позднее.

В Ярвенпяя храм был деревянный и немного кривой. Помню, как настоятель прихода Хельсинки сказал, что надо из Ярвенпяя в Успенский собор перевезти все самые ценные вещи терийокского храма, пока в Ярвенпяя не построят каменный. Вдруг пожар и все пропадет!

И перевезли: большое, очень красивое евангелие, чашу и дискос с золотыми колосьями, облачение священника и дьякона, тоже расшитые золотом, и многое другое.

Построили каменный храм как продолжение храма Терийоки, а вещи так и не вернули, хотя и писал письменные запросы и требовал вернуть их.

В Ярвенпяя была также женская обитель. Три тайные монахини жили и молились вместе в деревянном доме. Они разводили канареек и продавали всем желающим. Этим их общение с жителями Ярвенпяя ограничивалось. Жили они замкнуто и в церковь ездили в Хельсинки. Одна из них, баронесса Наталья Владимировна Фредерикс потом уехала в США, чтобы там основать женский монастырь. Я потом там ее случайно встретил в 1963 году — она чистила сапог на лестнице своей обители и ни капельки не удивилась, когда я подошел.

В Финляндии находится только одна знаменитая чудотворная икона Божией Матери — Коневская. Я, помню, когда она в сопровождении иеромонаха Максима приехала в церковь Ярвенпяя. Большое было стечение народа. Когда ее обносили вокруг храма по тропинке, усеянной цветами, то люди бегали под икону. Я тогда это видел в первый раз и очень удивился. Сейчас эта икона на Новом Валааме в Хейновеси, а ценная риза ее хранится в православном музее в Куопио. Икона больше по стране не путешествует.

После войны в Ярвенпяя был тоже основан отдел РКДС. Была и русская библиотека. По сей день помню, как РКДС однажды устраивал новогоднюю елку, полностью игнорируя Рождество, хотя Рождество — самый большой праздник в Финляндии. Приехали гости из Хельсинки и стали говорить о Новом годк и т. п. Вдруг русские женщины встали и пропели все вместе тропарь «Рождество твое, Христе, Боже наш.» Гости из Хельсинки морщились, но остановить пение не могли. Это была демонстрация за православие. В то время все русские были активно православны. В каждом доме, в каждой комнате висела икона. Все отмечали праздники, в особенности, пасхальные.

Русский православный кружок в Ярвенпяя. Кирилл Глушков сзади посередине
Русский православный кружок в Ярвенпяя. Кирилл Глушков сзади посередине

Советский Союз в то время был совершенно закрытой страной. Поэтому студенты, которые хотели изучать русский язык, приезжали в Ярвенпяя. Там учился будущий японский дипломат Рио Киобе, вьетнамка Ким Ти Ви и американцы — их были целые классы. Американские классы приезжали несколько лет подряд, а потом, вероятно, стали ездить уже в Россию.

Все, о чем я тут рассказал, это 40-е, 50-е годы. Сейчас от «Русской деревни в Ярвенпяя» остались одни воспоминания. Старики одни за другим умерли. Новое поколение переженилось с финнами и дети уже не говорят по-русски. Ассимиляция началась сразу после войны и произошла очень быстро. Остались только русские фамилии в телефонных справочниках да каменная православная церковь с одним куполом, так же вытянутым, как семь куполов церкви в Терийоках. (На другом конце этой же Картанонтие стоит голубая татарская мечеть, говорят, что самая северная в мире.) Служба идет один раз в месяц по-славянски для тех из стариков, кто еще жив и для новых русских, которые приехали недавно.

Недавно Кириллу Борисовичу исполнилось 60 лет. Мы сердечно поздравляем его с этой датой и благодарим за ту неоценимую помощь, которую он оказывает журналу «Вестник»! Желаем творческого долголетия!

Нынешний православный храм в Ярвенпяя
Нынешний православный храм в Ярвенпяя
Нынешний православный храм в Ярвенпяя

 

/ © "Вестник. Русский журнал в Финляндии". №2, 1997 /

 

Кирилл Борисович Глушков (1937-2006), член Финской православной церкви, знаток истории русской церковной и культурной общины в Финляндии. Его дед, Матфей Агафонович Морозов, старовер из Владимирской губернии, перебрался на Карельский перешеек в 1901 г. Кирилл родился в Терийоках (Зеленогорск), а во время Зимней войны маленьким мальчиком был эвакуирован вглубь Финляндии, в Ярвенпяя. К. Б. Глушков скончался 2 ноября 2006 г. в г. Эспоо.


Последние комментарии:




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.