История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

I.2 Железная дорога доставляет петербуржцев к финскому берегу

Э. Кяхенен. Прежние Терийоки. - Коувола, 1982

Линия Риихимяки - Петербург была важным фактором превращения нашей волости в дачное место. Первый в нашей стране участок пути от Хельсинки до Хямеенлинна был готов в 1862 г. Уже при его строительстве предполагалось сооружение железнодорожной линии от Риихимяки через Выборг в Петербург. Правительство России активно поддержало это дело, ибо это ещё прочнее связало бы Финляндию с Россией. Это осуществилось в 1868-1870 гг.

Работа была выполнена быстро, хотя эпидемия брюшного тифа унесла во время строительных работ тысячи жизней. Это были голодные годы, и со всех мест Финляндии устремился поток людей в южную Финляндию в поисках хлеба и работы. Количество рабочих было наибольшим в 1869 г. - 11900 человек на всех участках дороги. Многие из строителей железной дороги оставались здесь жить. Уже 22 октября 1869 г. газета "Ильмаринен" писала, что на следующей неделе будет пущен "паровик" между Петербургом и Выборгом. Осенью следующего года линия была готова, однако завершающие работы продолжались и в 1874 г. Оборудование участка пути от Раяйоки до Петербурга также принадлежало Финляндским властям. Окончанием его был Финляндский вокзал в Петербурге. Персонал железной дороги был почти полностью финским, вплоть до машинистов. В общем это было около полутысячи.

У Терийоки железная дорога настолько близко подходила к берегу моря, что прямо-таки соблазняла петербуржцев возможностью лёгкого и быстрого проезда из душного города к прохладному побережью. Петербуржцы скоро оценили и сосновые леса на песках Перешейка, и чистый песчаный пляж, окаймляющий синеву Финского залива. Началось настоящее овладение Перешейком. Поэтому, по мере увеличения количества приезжающих на лето, строились новые станции - и опять же появлялись новые дачники. Кроме чистого воздуха, красивой природы и мирного окружения, русских пленяла ещё и бОльшая свобода, нежели в царской России.

Вначале Терийоки были первой железнодорожной станцией на стороне Финляндии. Это была так наз. "Старая станция", которая размещалась немного восточнее более позднего здания станции. Тем петербуржцам, которые хотели попасть, например, на дачи в Куоккала, надо было или сойти на станции уже в Белоострове, которая находилась на Российской стороне примерно в 150 м от моста через Райайоки, или ехать ещё 17 км до Терийоки. К тому времени, когда Борис Ридингер поселился в имении Мерихови, в Куоккала была основана в 1889 г. платформа, превращённая в станцию в 1897 г. В Келломякском сосновом лесу на рубеже столетий появилось так много жилых строений, что и там пришлось основать в 1901 г. платформу, которая в 1903 г. стала станцией. Много дач выросло также между Келломяки и Куоккала. Между этими станциями на примерно 5-километровом участке пути в 1914 г. построена остановка Канерва. К тому же времени, что и Келломяки, получила свою платформу и Средняя (Центральная) Куоккала. Связанный со снабжением флота некий Олоф Уллберг, финский подданный, живший в Петербурге, купил в этих местах участок земли. Он получил разрешение на строительство платформы, обещав сделать и содержать её на свои средства. Но движение росло здесь настолько быстро, что уже в 1906 г. она стала станцией, по имени основателя названной Оллила.

Между Терийоки и Райвола, в 4,5 км от станции Терийоки, возникла в 1908 платформа Тюрисевя. И около неё стали расти дачи. Петербуржец инженер Орловский купил большие площади земли у Тюрисевя. Между прочим, у него было имение, называвшееся "Место красивых надежд" ("Каунистойвола"), простиравшееся по обе стороны железной дороги и оформленное как дачное место. Для него он получил специальный полустанок в 1907 г., в следующем году превращённый в платформу, а в 1909 г. в станцию. С оживлением движения должно было увеличиваться и количество поездов - настолько, что отрезок пути от Перкъярви до Петербурга пришлось сделать двухколейным.

Но теперь, с начала века, международное положение стало обнаруживать признаки обострения. Россия, ввиду явной необходимости, приступила к защите столицы от нападения со стороны моря и через Перешеек. Дополнительно к укреплениям Кронштадта, оно укрепляло своё положение строительством на северном берегу артиллерийских батарей в Ино соответственно имевшимся в Уусикиркко и на южном берегу - батарей в Юхинмяки (по-видимому, форты Серая Лошадь и Красная Горка - Перев.). В Койвисто планировался зимний порт для Петербурга. Потребовалась ведущая туда железная дорога для перевозки солдат и снаряжения. Это стало причиной строительства дороги Терийоки - Койвисто. В июле 1914 начаты строительные работы, которые выполнялись с пожарной скоростью ввиду явной угрозы Первой мировой войны, которая и разразилась 1-го августа. Уже 10.08.1915 первый поезд пришёл в Койвисто. Этот 75-километровый путь начинался в Терийоки и шёл сначала по основной колее, ответвляясь в Тюрисевя. Поскольку железнодорожная линия, по мнению Орловского, могла обезобразить его зону отдыха, линию пришлось провести в обход. У Ваммельйоки она выходила к берегу моря. От Ино она строилась так, чтобы её не было видно с моря. Мост через Ваммельйоки был приготовлен в Швеции, камни для строительства доставлены из Антреа. Дорога была окончательно открыта для движения 01.11.1916.

Началось также планирование строительства пограничной станции на стороне Финляндии, где размещались бы службы таможни, проверки документов и прочее, необходимое для пропуска поездов через границу. До того таможни были в Терийоки и Куоккала. Незадолго до начала мировой войны началось строительство станции Райайоки. Работа шла, ввиду военного времени, медленно, и станция была готова лишь в 1917 г. Одновременно со строительством станции Райайоки, в Терийоки выросло новое великолепное здание станции, несколько западнее от старого здания. Эти новые здания введены в действие 1 декабря 1917 г. и были красивейшими станционными зданиями наших железных дорог. Они были кирпичные, до того же станционные здания были деревянными - в том числе в Белоострове и старая Терийокская станция. Архитектором железных дорог в 1890-х гг. стал Бруно Гранхольм, спроектированные им строения сильно отдавали характерным для того времени влиянием "национального романтизма" и претензиями на карельский стиль. Это особенно проявилось в Райайоки, особенно в здании станции. В проекте станции Терийоки наблюдалось влияние модерна и "национального романтизма". Эти великолепные здания вычертил К. Вазашерна. Они настолько напоминали железнодорожные станции Выборга и Хельсинки, что многие принимали их за спроектированные самим Саариненом.

Теперь в пределах территории Терийок было шесть станций и остановок - Тюрисевя было ещё в волости Уусикиркко. Но движение на этом участке пути было сильнее, чем где-либо в Финляндии. До Петербурга было 30-40 км. Пассажирское сообщение обслуживали ежедневно уже 40 пар поездов. Только на Терийокских дачах было около 5000 таких, что по утрам ехали из Терийок на работу, вечером возвращаясь на свои дачи.

Понятно, что железная дорога внесла большие изменения в жизнь этих мест. Транспортное сообщение и товарные перевозки в Петербург шли путём наземным, а в город Кронштадт (на остров) по воде и по льду зимой, это обеспечивали крестьяне пограничной местности. Ещё когда это были дарственные земли, крестьяне настолько привыкли к гужевой перевозке грузов, что уход за участками часто был подсобным, женским занятием. Теперь, можно полагать, "несомненным результатом действия железной дороги должно быть более тесное торговое сообщение между Петербургом и Восточной Финляндией, и это - уже не красивая фраза. Возможно, самим сельским жителям лучше, что прекращаются эти порочные гужевые перевозки и можно приступить к занятию сельским хозяйством. Даже хорошо, что поездки ограничатся сельскими дорогами". Так оценивалось благотворное влияние на ход жизни у нас постройки железной дороги в одной из статей в газете "Ильмаринен" в 1870 г.


Предыдущая глава  Следующая глава


Последние комментарии:




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.