History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum Russian version translate to:

Valentin A. Serov in Finland

В. А. Серов

Выдающийся русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911) в конце прошлого века приобщился к финской природе, хотя всю жизнь скучал по средней полосе России.

ВПЕРВЫЕ он побывал на Финском заливе летом 1899 г., когда гостил на даче у В. В. Матэ в окрестностях Терийок. Ему здесь так понравилось, что уже в июле 1901 г. он купил участок у неких Майоровых вместе с домом. В нем он провел часть лета, затем, отправив семью в Москву, прожил здесь и часть зимы. С тех пор неизменно каждый год Серовы приезжали на все летние месяцы в Ино - так называлась финская деревня, в которой стоял их дом. (Поселок Серово, расположенный вблизи того места, где находилась эта деревня, назван в память не художника, а его однофамильца, летчика, погибшего при испытании самолета).

Вскоре после приобретения дачи (ок. 3-х десятин земли с домом, сараем и баней) Серов затеял постройку нового дома в два этажа.

Дом В. А. Серова в Ино
Дом В. А. Серова в Ино

Дом делился на две части. Нижняя представляла собою ряд жилых комнат, где располагались родители - Валентин Александрович и Ольга Федоровна - и дети - Александр и Георгий - те самые, которые изображены в картине "Дети" на фоне Финского залива. Верхняя часть - одно просторное помещение, служившее Серову мастерской. Там были мольберт, столик с журналами да парижская афиша "Русских сезонов" (танцующая Павлова), одиноко висящая на стене. Двор окаймлялся хозяйственными постройками, где содержалась скотина, а также помещениями для людей, обслуживающих дачу. Некоторое представление об "усадьбе" дает жанровая картина Серова "Финляндский дворик", исполненная в 1902 г. Это - двор серовской дачи, корова Риллики, которую доит работница Аннушка.

В. А. Серов на даче В. А. Серов на даче
В. А. Серов на даче

В том же, 1902 г., Серов написал пейзаж "Финская мельница". Он исполнил его с натуры на Черной речке, недалеко от дачи Леонида Андреева. Из пейзажей, созданных в Ино, выделяются "Лошади на взморье" и "Купание лошадей".

Летом 1906 г. добрососедские отношения Серова с Андреевым стали и деловыми: Н. П. Рябушинский попросил Серова для своего журнала "Золотое руно" исполнить портрет Леонида Андреева. Художник охотно согласился: он ценил творчество писателя и любил с ним общаться. Андреев жил недалеко, всего в пяти километрах. Серов с детьми, а иногда и с Ольгой Федоровной бывали на Черной речке, как и Андреев в Ино. Когда нужно было возвращаться назад, Леонид Николаевич снаряжал лодку с мотором (тогда это была редкость) и довозил Серова почти до их дачи.

Портрет В. В. Матэ. 1899. Дети. 1899. Портрет И. Е. Репина. 1901. Финляндский дворик. 1902.
Портрет В. В. Матэ. 1899 Дети. 1899. Портрет И. Е. Репина. 1901 Финляндский дворик. 1902.

Просьбу Рябушинского инспирировал сам писатель, который соглашался позировать при условии "быть нарисованным только" Серовым. "В живописи люблю, – признавался Андреев, – больше всех Белкина. Потом люблю Серова, он самый благородный художник, Бенуа – он наиболее умный и тонкий".

Следующим летом портрет, исполненный акварелью и темперой, был готов. Центр портрета – голова, лицо, глаза, взгляд. Взгляд Леонида Николаевича обладает некой бездонностью, откуда льется печаль мудрости.

Художника и писателя объединяла духовная близость: заботы и страдания одного были, в сущности, заботами и страданиями другого. Поэтому портрет и оказался столь глубоким, что Серов писал не только Андреева, но и себя.

Купание лошади. 1905. Портрет Л. Н. Андреева. 1907. Портрет Л. Н. Андреева. 1907. Похищение Европы. 1910.
Купание лошади. 1905. Портрет Л. Н. Андреева. 1907. Портрет Л. Н. Андреева. 1907. Похищение Европы. 1910.

Через год у Андреева родился сын; его назвали в честь Серова Валентином, а в семье звали Тинчиком.

Портрет Леонида Андреева был сразу принят как крупное свершение отечественного искусства - он воплощал существенные грани духовной жизни общества, некоторые черты образа писателя, бывшего тогда чрезвычайно популярным, задевал за живое, самую сущность зрителя.

Интересно сравнить работу Серова с портретом Леонида Андреева кисти Репина, исполненного чуть раньше.

Репин был первым непосредственным учителем Серова. Серов был пятилетним мальчиком, когда впервые в 1870 г. увидел Репина в доме своего отца, известного композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова. Для девятилетнего Валентина знаменитый Илья Репин становится учителем. Незаурядные способности юного художника буквально поразили будущего наставника. В жизни Репина общение с Валентином Серовым осталось как неправдоподобное, яркое видение. И кто знает, для кого эта встреча значила больше?.. Ведь после смерти 46-летнего ученика его учителю довелось прожить еще два долгих десятилетия...

По живописи репинский портрет Леонида Андреева интереснее серовского, но по характеристике модели он беднее, невысказаннее. За 2 года, что разделяют портреты, писатель немало пережил и все же его образ, созданный Репиным, лишен страданий за судьбу своего народа и человечества, которые с с такой силой выразились в андреевской прозе - отсюда такая разница образов, созданных Репиным и Серовым. Сам Андреев в одном из писем заметил о репинской работе: "Идиллия, а не портрет".

В Ино Серов предпочитал работать над произведениями, которые делал по собственной инициативе, которые любил и в которых видел залог своей молодости. Именно на даче он упорно работал над серией "Одиссей и Навзикая", писал варианты "Похищения Европы", а последние годы рисовал иллюстрации к басням И. А. Крылова.

Живя на Финском заливе, Серов мало общался с посторонними людьми – ему хватало своей семьи. Каждое утро он уходил с сыновьями на яхте (построенной руками старшего сына Александра)купаться. Любил ходить по ягоды, по грибы.

Время от времени он принимал гостей из Петербурга - Бакста, Бенуа, Дягилева, знакомя их со своим дачным окружением. По выражению Бакста, "в двух шагах" от серовского дома находилась дача известного пианиста и дирижера А. И. Зелоти, женатого на старшей дочери П. М. Третьякова - Вере Павловне. Иногда рисовал и ту, и другую, первую в 1902 году, вторую - в 1905 г., в своей излюбленной технике того времени - сангина, мел, итальянский карандаш.

Чуть дальше, "в десяти минутах ходьбы", жил Г. И. Чулков. поэт, драматург, публицист, символист и мистик по мировоззрению. Чулков в воспоминаниях "Годы странствий" рассказывал об успехе своей пьесы "Тайга":

"Похвалил ее и Серов, но, помолчав, хитро прищурил глаза и сказал, будто бы робея:

— Ваша пьеса символическая и, я, конечно, понимаю, Георгий Иванович, что нельзя к ней предъявлять требований правдоподобия, но, знаете ли, простите меня, я, как реалист, не могу не сделать одного замечания. У Вас там самка лося защищает детеныша рогами. А ведь у самки рогов-то нет...

Я, признаюсь, был сконфужен замечанием остроумца... И во втором издании я убрал вовсе злополучные рога".

Лето 1911 г. было послед ним в жизни Серова.

Несмотря на то, что художник находил в Ино успокоение, он так и не сумел привыкнуть к финской природе, к финскому быту. Дочь художника Ольга Валентиновна вспоминала, что последние годы он "ужасно скучал по русской деревне и мечтал купить себе небольшой участок в средней полосе России", как когда-то нашел Дервизу его Домотканово - одно из любимейших серовских мест на земле.

Как-то у себя в мастерской Серов обнаружил маленького попугайчика, залетевшего в комнату. Ему дали поесть, попить, он прожил в мастерской несколько дней, но однажды утром Серов нашел попугайчика мертвым. Случай неприятно и очень сильно подействовал на художника: тяжелое впечатление связалось с народной приметой  - залетевшая в дом птица - к смерти. Это действительно было последнее лето Серова.


© Борис Казанков

"Зеленогорский Вестник", № 21 (71), 1992.


Последние комментарии:




History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.