Старые дачи::Ушково::Воспоминания

Содержание:

Н. П. Жаворонкова. Маленькое Тюрисевя большой Карелии. Воспоминания. (10.07.2011)

Нина Петровна Жаворонкова-Галахова, 1997 год Нина Петровна Жаворонкова-Галахова родилась в Тюрисевя в 1912 году. Живёт в Финляндии. Фотография сделана 27 декабря 1997-го года.
Впервые воспоминания Н. П. Жаворонковой были размещены на сайте http://www.netslova.ru/teneta/povest/zhavor.htm в неполном виде. В полном объеме публикуются впервые.

Отец Н. П. Жаворонковой П. Г. Галахов поселился в Тюрисевя сразу после женитьбы. Жену звали Мария, её родители старейшие жители Тюрисевя Наталья Михайловна и Иван Николаевич (фамилия не известна). П. Г. Галахов работал в Государственной Думе младшим стенографом и каждый день ездил на работу в Петербург. Он был талантливым человеком, имел различные изобретения. За одно из них - особо стойкий состав асфальта, купленный государством, он получил большие деньги и перед самой революцией купил дом в Петербурге. После революции семья вернулась в Тюрисевя к родителям жены.
Потом П. Г. Галахов ушёл из семьи и, спустя какое-то время, уехал в СССР вместе с женщиной - цыганкой. Присылал каждый месяц деньги, звал дочерей Зою и Нину к себе в Москву.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6
Часть 7   Часть 8   Часть 9   Часть 10   Часть 11   Часть 12
Часть 13   Часть 14   Часть 15   Часть 16   Часть 17   Часть 18
Часть 19   Часть 20   Часть 21   Часть 22  


Часть 11

Наступал день рождения Галинки. Накануне мама поехала в Териоки купить ей подарок. Чтобы не было обидно, привезла подарок и мне.

Заранее, вдвоем с ней развернули загадочный пакет - в нем книжка "Маленький Грибуль" с текстом, написанным как бы от руки, и искусно набитое чучело снегиря. Птичка с красной грудкой, красуясь как живая, сидела на ветке. Мама предложила мне выбирать, но сказала, что думает - книга интересней; тем более, Галька еще не очень складно читает. Мне до смерти хотелось снегиря, но почему-то казалось, что обижу маму, если не одобрю ее совета. Птичка поселилась на Галином окошке, а "Грибуля" я не взлюбила и никогда не прочитала ни строчки.

Антонина Александровна часто была поверенной наших детских тайн; она, видя мою беду, пришла на помощь - рассказала нам о цветных говорящих попугаях, которых не сравнить с неживыми, сделанными человеческими руками, неговорящими. Но откуда взять попугая?

"Поймайте сороку, - говорит она, - "Ей можно подрезать пленку под языком, и она заговорит, конечно, если научите". Она же обещает произвести эту операцию.

Наше воодушевление было так горячо, что мы решили немедленно приступить к исполнению серьезно задуманного плана. На грядках земляники по утрам лакомились птицы. Там мы хотели подстеречь сороку, захватить ее в плен. Но как это сделать?

Ванина и Галина бабушка Клавдя объясняла, что если насыпать птице на хвост соли, она никуда не улетит; только она не помнила точно, касалось ли это птиц или зайцев...

Встаем в пять утра и с кулечком соли на случай крадемся к окну; почти одновременно выпрыгиваем, неуклюже как лягушки, давясь от смеха, шикая друг на друга, боясь разбудить взрослых, бежим к грядкам земляники. Пробегаем мимо птичьей столовки, такой необычно пустой все лето. Это не маленький домик для синичек, а гладкая широкая доска на высоком столбике под крышей, куда помещаются даже большие птицы, верные, не покидающие нас зимой.

Как только похолодает, явятся три знакомые блестящие, словно маслом смазанные сороки - Большая Кара, Маленькая Кара и Розина. Большая Кара раз украла кольцо, которое мама забыла на подоконнике, и Ваня, зная, где гнездо, влез на дерево и нашел его между кусочков металла, проволоки, мелких стеклышек.

Часто на них с боевым задором налетают две сойки - Сойя и Соня. Они поменьше, но толще и решительней. Сороки кивают головками, переступают с лапки на лапку, словно кланяясь и извиняясь, но сойки неумолимы, и сороки, недовольно каркая, улетают. Однако Сойе и этого мало. Выпятив серо-розовую грудь, она сердито гонит свою подружку Соню, и, даже не поклевав, садится на ближайший куст, ждет.

Как только появляется на доске птица, Сойя снова готова к нападению. Прибегают две белочки - Це-Це и Кур-Кур. Они резко дергают хвостами - сердятся, или хотят сказать что-то - не понять.

В траве - то ли от вчерашнего дождя, то ли это утренняя роса - в полураскрывшемся листке зеленой манжетки стоит, как в широкой рюмочке, прозрачная капля. Вытянув губы, глотаем ее - такую необыкновенно остро-сладкую, холодную; манжетка щекочет губы своими волосками, покалывает узкими зубчиками.

Наверное, это хорошенькое растеньице и называется манжеткой сверкающей из-за того, что в нем переливаются по утру росные капли, встречаясь с солнцем...

Хмуро, сыро. Мутные клочки тумана висят над полями, не дышит трава, ветер отдыхает на ветвях сосен - готовится жаркий день. И вдруг, нарушая это беззвучное безрадостное безмолвие, отрывисто, хрипло спросонья крикнул наш белый петух Матвеюшка; второй раз - звончее, бодрей, раскатистей, горделиво подняв гребенчатую голову, здороваясь с расцветающим небом.

Мы продрогли, таясь в сырых земляничных грядках. Но постепенно теплеет, серый воздух становится розовато-голубым, веселеет небо. Перекликаются, посвистывают птицы, но ни одна не подлетает даже близко.

Взамен мы учимся постигать все обаяние Природы и жить в общении с нею.

Мама приезжает из Териок довольная, чуть возбужденная. Какая-то Кайса переезжает в маленькое помещение и продает большущую живую пальму, которая не помещается в новой квартире.

Приятно иметь зеленые растения и цветы в доме, а целое дерево оживит всю комнату, особенно, зимой. Кайсина пальма в простом глиняном горшке; ей, как драгоценному камню, нужна оправа, и мама спешно отправляется в Выборг искать для пальмы нечто более достойное, чем Кайсин горшок.

Возвращается лишь к вечеру. Мы теребим ее: "Что купила?"
"Имейте терпение," - останавливает она нас, - скоро увидите..."

Через несколько дней те же мужчины, что привезли нам пианино, въезжают во двор и вносят тщательно упакованный ящик. Открывают. В нем огромная посудина - как назвала бабушка Наталья это удивительное сооружение - вазу не вазу, чашу - не чашу...

Впрочем, посудина больше похожа на толстую широкую и высокую чашу из фаянса. Четырехугольная сверху она плавно загибается книзу и стоит уже на небольшом круглом дне. По бокам украшена крупными выпуклыми бледно-розовыми и голубыми цветами на фоне цвета слоновой кости...

Мужчины вновь выходят в сад, и мы видим, как по воздуху плывет, качаясь в их руках, резная зеленая крона на длинном коричневом волосатом стволе...

Маме удалось, действительно, найти подходящее. Не удовлетворявший ее эстетический вкус Кайсин горшок совсем не был виден на новом месте.

- Что за дерево пальма? Мама, расскажи!
- Спрашивайте у Анатолия Ивановича, - вступила в разговор бабушка, - На юге он жил, всякое видел...
- И будет рассказывать всякие небылицы, - продолжила насмешливо мама.
- Не говори, много дельного, умного знает. Неглупый человек, начитанный, - заступилась за Анатолия Ивановича бабушка.

Анатолий Иванович чаще других навещал нас. Остальные, большей частью семейные, приходили в гости по праздникам. "Одинокий, вот и тянет хоть к чужой, да к семье", - жалела его бабушка.

"Пальма - дерево капризное, - начинает свое повествование Анатолий Иванович, - в диком виде не везде растет; даже в жарком Марокко сажают, кроме города Маррекеша - а там лишь от того, что во время осады его бедуины, стоящие вокруг лагерем, ели финики и косточки от них, оставшись на земле, понемногу дали ростки. Так через десятилетия и выросли настоящие деревья. Пальмы часто в оазисах растут. Все на свете мудро устроено. Привозят верблюды усталого голодного странника, а в кокосовом орехе - и еда, и питье - все вместе. Так вот, отдыхал я раз под такой пальмой, молодой, красивый, кудрявый (мы с сомнением поглядели на лысину Анатолия Ивановича)... Вдруг - бац!!! - орех мне прямо на голову упал, раскололся. В голове зашумело, засвистело - схватился я за нее, и - о ужас! - нет моих завитков, вместо них, как и теперь, видите - гладкое место, ни волоска! А они, мои кудри, окутали шершавую скорлупу ореха и прилипли к ней..."

"Кошмар!" - прижав руки к груди воскликнула мама. А в глазах - смех. Никогда не понимаешь, правду говорит Анатолий Иванович или просто придумывает смешные истории... "Но и добрые пальмы бывают - сок из ствола дают, как у нас березы; капусту я вкусную из листов, сахар из цветочков ел, вино пальмовое пил..."

Быстро мелькает взад и вперед круглый медный маятник на темных дубовых настенных часах, слишком быстро двигаются стрелки, а слушать хочется еще долго-долго... Подходит время ужина. Каля накрывает стол.

- Покушайте с нами, - приглашает Анатолия Ивановича бабушка, - сегодня уха, ведь вы рыбу любите...
- Может, это уха из петуха? - щурит глаза Анатолий Иванович, - такая, как монахи в дни поста готовят?
Бабушка Наталья укоризненно качает головой.
- Или из рыбы маринки?
- Что за Маринка-рыба? - мгновенно привязываемся мы с Зоей. Девочка есть знакомая Маринка, с длинной косой и сережками в ушах, хоть сама еще маленькая.
- Рыба эта особенная, - растягивая слова, отвечает несносный Анатолий Иванович. Будет теперь усмирять наше любопытство длинными фразами.
- ... в Бухаре живет она, по арыкам плавает... Сама красивая сверху, а на животе черная полоска - ядовитая. Ест маринка-рыба всякие отбросы, от грязи ядом воду очищает; ручная, людей не боится, из рук еду берет. Люди не знают, что ядовитая, вроде священной ее считают.

И опять не понимаешь, верить или нет. Но так интересно слушать... И не хочется, чтобы уходил Анатолий Иванович, хоть темнота окутала дом и сад... И прощается он в прихожей, и надо идти спать - а как заснешь, когда перед закрытыми глазами еще качаются пальмы и плавает блестящая маринка-рыба.


Предыдущая                    Следующая


Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6   Часть 7   Часть 8   Часть 9   Часть 10   Часть 12   Часть 13   Часть 14   Часть 15   Часть 16   Часть 17   Часть 18   Часть 19   Часть 20   Часть 21   Часть 22  

/ © Н. П. Жаворонкова. Воспоминания предоставила Н. Н. Рогалева. Публикация terijoki.spb.ru, июль 2011 г. /

 

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.