В ходе подготовки поправок ко второму чтению из законопроекта "О порядке участия граждан, и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга" были изъяты все положения, касающиеся роли органов местного самоуправления в организации общественного обсуждения. Согласно новой конструкции закона правом проводить слушания наделена только исполнительная власть Санкт-Петербурга.
Сами "лишенцы" молчат, потому что ничего об этом не знают.
Законопроект "О порядке участия..." только 10 декабря был принят Законодательным собранием в первом чтении. Однако уже на прошлой неделе началось обсуждение пакета принципиальных поправок, которые определят окончательный вид закона. Вчера на предварительном обсуждении депутаты, входящие в рабочую группу по подготовке законопроекта, приняли решение исключить из текста все параграфы, определяющие роль местного самоуправления в организации и проведении общественных слушаний.
Если о мотивах такого решения можно только гадать, то о последствиях можно говорить вполне определенно. Горожан, как пользователей будущего закона, интересуют две практические вещи: где будут проводиться слушания, касающиеся стройки в моем дворе, и как я об этом узнаю? Место проведения слушаний определяет их организатор - территориальное управление Администрации Санкт-Петербурга. Более того, этот же орган предоставляет помещение. То есть большая часть слушаний будет проводиться в самом помещении территориального управления, вне зависимости от того, где запланирована стройка.
Правда законопроект пока содержит норму о том, что "слушания проводятся в общественном здании, ближайшем к месту реализации градостроительного решения", но эту формулировку предложено смягчить: "как правило, проводятся..." Можно ожидать, что 90% слушаний будут "в виде исключения из правил" проводиться в удобном для чиновников территориального управления месте.
Сильнее всего это ударит по жителям пригородных городов и поселков, где как раз в настоящее время готовятся к укрупнению административных районов. Например, в Ломоносове жителям проще добраться до здания муниципалитета, чем до территориального управления, расположенного в Петродворце. А съездить в территориальное управление придется не один раз - тем будет проводиться выставка градостроительной документации, только там можно познакомиться с документацией, и протокол слушаний тоже можно получить только в администрации.
Примерно то же самое произойдет и с информированием о слушаниях. Если от муниципальных органов можно было ожидать "размещения объявлений на стендах возле домов", то для территориального управления гораздо проще ограничиться публикацией мелким шрифтом в районной газете - формальные требования будут выполнены.
Остается надеяться на норму законопроекта об обязательном адресном информировании - персональной рассылке информационных сообщений собственникам и арендаторам земельных участков, товариществам собственников жилья и иной "организованной общественности" в квартале застройки. Так что, собственники всех форм - объединяйтесь!
Однако самая главная интрига разработки законопроекта все же не в этом. Будет или не будет общественное обсуждение влиять на принятие решения о застройке? Сейчас в комиссии рассматриваются две формулировки статьи 9 законопроекта, одна из которых предлагает достаточно определенный механизм преобразования "общественного мнения" в управленческое решение, а другая оставляет полный простор произволу на основании формулировки "с учетом результатов...> Если результаты общественных слушаний никому не нужны, тогда, конечно, все равно, кто их проводит.
Этот вопрос должен решаться в ближайшие дни.
Дополнительная информация:
Законопроект "О порядке участия граждан, и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга" внесен Комиссией по городскому хозяйству, градостротельству и земельным вопросам (председатель М.Амосов). Срочность его принятия мотивируется тем фактом, что с 26 декабря прекращает действие распоряжение губернатора N994-р, отмененное Уставным Судом, и город, по мнению депутатов, остается без легитимной процедуры проведения слушаний.
Согласно Уставу Санкт-Петербурга после первого чтения депутаты и комиссии ЗС могут вносить содержательные поправки к тексту закона, не изменяющие его основной концепции. После второго чтения рассматриваются только поправки, устраняющие внутренние противоречия, противоречия действующему законодательству и редакционные. Таким образом, именно сейчас происходит основная содержательная работа над текстом законопроекта.
В состав рабочей группы входят депутаты Андрей Черных, Владимир Гольман и Михаил Амосов, в работе над законопроектом принимает непосредственное участие представитель Губернатора в ЗС Михаил Бродский.