|
CAN: Абсурд, как наилучший подход к сочинительству (21.10.02)
|
Для многих советских меломанов этот немецкий коллектив часто оставался вне
поля зрения. Можно было бы этот факт списать на то, что в нашей стране всегда
отдавали предпочтение более академичным британским коллективам таковых
направлений (за исключением, пожалуй KING CRIMSON и ранних PINK FLOYD),
ан нет: ведь полюбили горячо посредственных немцев ELOY. Время, как известно,
все расставляет на свои места. И теперь не вызывает сомнений, что одним из
самых влиятельных и революционных коллективов мирового музыкального
пространства последних 40 лет является именно CAN (<канистра> - с англ.).
|
Под их влиянием строились такие изначально радикальные направления, как
avant pop/rock, punk, industrial, ambient, techno, drum'n'bass, acid rock и
post rock. Дань творчеству CAN на альбоме-трибьюте 97-года Sacrilege отдали
Brian Eno, SONIC YOUTH, U.N.K.L.E., Carl Craig, THE ORB, Westbam и прочие
знаменитости. Феномен маргинальных немцев, прежде всего, следует искать в их
нетрадиционном подходе к сочинительству, исполнению и записи своих запредельных
фантазий.
В первоначальный состав группы вошли: клавишник Irmin Schmidt, до этого восемь
лет обучавшийся в академии мастера электронной музыки Karlheinz Stockhausen,
а затем работавший дирижером театрального и симфонического оркестров; гитарист
Michael Karoli, игравший до этого в различных джаз- и поп-группах; басист
Holger Czukay, также долгое время проработавший в студии с Штокхаузеном и
другими известными электронщиками; барабанщик Jaki Liebezeit, до этого
игравший у знаменитого джазмена Chet Baker и эксцентричный негритянский
вокалист Malkolm Mooney, ко всему прочему страдающий галлюцинациями.
Вот вам и первая парадоксальность CAN. Сборище правильно обученных музыкантов
с консерваторским образованием сразу свернули с пути академичности и нарочитой
помпезности (тогда свойственной многим авангардным британским коллективам) в
сторону нервозной музыкальной атмосферы, эмоционально неуравновешенного вокала
и необыкновенной ритм-секции, прямо-таки загоняющей в угол слушателя и
вызывающую психологическую зависимость к ускоряющимся трансовым ритмам ударных
и гитарным скрипучим пассажам. Некто фасовщик стиль-пакетов определил в
дальнейшем эти <игры разума интеллектуалов> как <краут-рок>.
C самого начала CAN начали активно экспериментировать с аналоговыми
синтезаторами, драм-машинками, коллажами из странных шумов и звуков, пленочными
лупами и электронными эффектами, соединяя элементы современного джаза,
академического авангарда, африканскую полиритмию и психоделических рок
импровизаций. Первые сумасшедшие результаты можно услышать на первом
полноценном альбоме Monster Movie, включившим в себя 20-ти минутный трэк
с необычными шаманскими отнюдь не рок-н-ролльными ритмами.
Не менее великолепным получился альбом Delay записанный в 68 году, но по
финансовым причинам изданный позднее. Очередной финт CAN проделали с
композицией - накладывая не один инструмент, а
сразу целые группы. Сингл , написанный для детективного телесериала, в
течение года разошелся в Германии тиражом 200 тысяч экземпляров. Он же стал
одной из первых музыкальных пьес, на которой одновременно играют драм-машина
и живой барабанщик.
|
Но настоящий шок ожидал музыкантов в процессе записи целой пластинки звуковых
дорожек к фильмам , когда группу неожиданно покинул вокалист Муни.
Музыканты прослушав множество кандидатов не остановились ни на одном, но:
Сидя перед концертом в Мюнхене в уличном кафе Шукай и Либейцайт приметили на
улице странноватого вида японца поющего и медитирующего. <Он будет нашим
вокалистом> - сказал Холгер и подошел к бродяге с предложением. С важным видом,
откликающийся на имя Дамо Сузуки, безумец согласился. <Дамо начал мурлыкать,
словно медитирующая обезьяна.
|
Внезапно он преобразился в атакующего самурая и
стал нападать на зрителей - музыка превратилась в откровенный нойз, аудитория
была шокирована, началась драка, большинство зрителей покинули зал. Около 30
американцев вернулись и получили полное наслаждение. Среди них был
голливудский актер David Niven, который, возможно, представил себе, что он
присутствовал на в некотором роде представлении ночного кошмара> - вспоминает
Шукай.
|
Дамо очень плохо говорил по-английски и сочиняемые им тексты были не лишены
известной странности. Дамо во многом уступал своим новым коллегам, петь под
сложные ритмические конструкции, которые выстукивал Джеки Либецайт, он был не
в состоянии. Кроме того, Дамо стремился петь мелодично, а к мелодиям CAN
вовсе не стремились. Раздражало стариков из CAN и то, что Дамо любил хард-рок
и особенно группу DEEP PURPLE. Но взгляды Дамо на подноготную музыки быстро
переменились - бормотания и болезненные вскрикивания стали идеальным
сопровождением к музыке CAN.
|
<Мало какие вещи в жизни вызывали у меня интерес,
поэтому я пою ни о чем. Я импровизирую как с мелодией, так и с текстурой.
Я не концентрирую свое внимание на каком-то определенном предмете. Иногда
голосовые звуки, которые я извлекаю, бывают похожи на английские, французские
и немецкие слова, но на самом деле я пою на языке каменного века.> - объясняет
свою манеру пения сам Дамо.
В своих интервью в 90-х Хольгер Шукай подчёркивал, что CAN - это четыре
инструменталиста, с которыми сотрудничали разные певцы, однако с появлением
Дамо Сузуки CAN стали во многих отношениях новым коллективом. CAN выпустили с
Дамо четыре работы: Soundtracks (1970), Tago-Mago (1971), Ege Bamyasi (1972),
Future Days (1973). Это были лучшие альбомы группы, хотя после ухода Сyзуки в
73 году музыкантами не остановились в развитии и продолжала искать и
экспериментировать, поочередно выступая вокалистами. Вплоть до 76-го года CAN
переживают расцвет творчества, постоянно расширяя границы психоделического
(или если хотите прогрессивного) рока. Апогеем творчества CAN многими
специалистами считается официально второй альбом группы - . После
Tago-Mago земля не могла равномерно вращаться. Музыка держалась на оголенных
нервах, а <пророческие> ритмы забирали с собой все остатки многочисленных
излишеств в современной музыке.
Возвращаясь к теме всемирно-исторического значения CAN, стоит отметить, что помимо того, что они выдающиеся музыканты, они еще и разрушили многие стереотипы в отношении технологии звукозаписи и того, что можно считать музыкой. Они, в частности, были одной из первых групп, использовавших в своих записях уличные шумы и привнесших в рок-музыку "побочные" звуки. А, например, в музыканты включили записи собственных импровизаций в паузах между установками новых микрофонов и оборудования. В это время часть группы играла свои партии, ожидая, когда будут решены технические проблемы. Конечно же, в этих случаях всегда хотя бы один микрофон и один магнитофон были в рабочем состоянии. В целом это создавало атмосферу психоделического приключения.
В настоящее время CAN официально не существует (попытка реанимировать нонконформистов в 89 году закончилась неудачно), хотя музыканты много работали сольно и работают до сих пор.
Во второй половине октября Санкт-Петербург () посетит с концертами Дамо Сузуки со своим проектом Damo Suzuki Network's. Для этого проекта Дамо собирает местных музыкантов, способных композиторствовать на сцене. Он особо подчеркивает, что это не джем-сейшн и не импровизация, а именно композиторство, то есть музыканты должны создавать музыку прямо на сцене. Вы такое видывали?
/ Алексей Бажин /
An ERROR has occured!
Добавьте Ваш комментарий :
|