Rambler's Top100 page counter


ФОРУМ СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНЫМ И ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10.9.2003 (27.10.03)

Сообщение министра Яна-Эрика Энестама на пленарном заседании

Охрана Финского залива - самая важная задача российско-финляндского сотрудничества в области охраны окружающей среды

Уважаемые г-н председатель, г-н губернатор, представители города Санкт-Петербурга, дамы и господа!

Мне доставляет большую радость участвовать на этом форуме, организованном в рам-ках Недели Финляндии по случаю 300-летия г. Санкт-Петербурга. Позвольте мне от имени Министерства окружающей среды и всего Правительства Финляндии сердечно поздравить город Санкт-Петербург с юбилеем и пожелать дальнейших успехов!

Сегодняшняя встреча имеет две основные темы, сводящиеся к Северному измерению. Будет рассматриваться структура сотрудничества в бассейне Балтийского моря и реги-онах Северной Европы, где Европейский союз, Россия и другие страны бассейна Бал-тийского моря представляют собой основные действующие стороны. В настоящий мо-мент идет подготовка нового Плана действия по Северному измерению ЕС на 2004-2006 гг., который будет осуществляться уже в условиях расширенного ЕС. В нем под-черкивается значение России; немаловажное значение имеет также приграничное со-трудничество между Россией и странами Балтии и Россией и Финляндией. При подго-товке Плана действий Финляндия подчеркивала необходимость заслушать подходы России и обеспечить многосторонне обсуждение вопроса до утверждения Плана.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды - важная и неотъемлемая часть Северного измерения. Принимаются меры по сокращению сбросов и выбросов загряз-нающих веществ в окружающую природную среду; устойчивому использованию при-родных ресурсов; совершенствованию законодательства и административных стуктур; содействию учету экологических вопросов во всех сферах и видах хозяйственной дея-тельности. Речь идет как об экологических целях, так и об усилении предпосылок для экономического сотрудничества, инвестиций и торговли.

Информация и опыт, накопленные за долговременное сотрудничество между Россией и Финляндией в области охраны окружающей среды, играли центральную роль при фор-мировании экологического составляющего Северного измерения. Сотрудничество по совместным проектам, получившее свое начало в начале 1990-ых годов, расширялось логичным образом, привлекая к развитию инвестиций различные организации, отдель-ные страны, кредитно-финансовые организации и финансовые программы ЕС. Эта форма действия далее усилена в результате Северного измерения. Особое внимание заслуживают экологическое партнерство Северного измерения и связанный с ним фонд, также как и кредитно-финансовые организации Северных стран. Ведущий про-ект по линии экологического партнерства - завершение строительства юго-западного очистного сооружения сточных вод.

Охрана Финского залива от загрязнения - самая важная задача российско-финляндс-кого сотрудничества в области охраны окружающей среды. Особого внимания требу-ют сокращение сбросов загрязнающих веществ - питательных веществ в первую оче-редь; обеспечение безопасности морского транспорта, особенно предотвращение ава-рийных разливов нефти и ликвидация их последствий. Весьма важно поддерживать контакты и сотрудничать с третьим прибрежным государством - Эстонией, и со всеми государствами Балтийского моря в целом, с Европейским союзом и различными орга-низациями, в частности: с Хельсинкской комиссией по охране Балтийского моря, или "ХЕЛКОМ".

Правительством Финляндии было принято в прошлом году принципиальное решение об утверждении национальной программы охраны Балтийского моря от загрязнения. Эта программа включает в себя важные цели и обеспечивает ресурсы особенно для сокращения темп эфтрофикации и ликвидации опасности перевозок нефти. Выпол-нение Программы и связанных с ней дополнительных мер является, пожалуй, самой важной экологической зададей действующего правительства. Надеюсь, что мы можем начать диалог с Россией и Эстонией о том, чтобы они, также как и Финляндия, приняли соответствующую национальную программу охраны Балтийского моря с учетом мне-ний и подходов всех основных заинтересованных сторон.

На особом заседании по вопросам экологии, которое состоится сегодня во второй поло-вине дня, будут детально рассматриваться вопросы сокращения эфтрофикации Финс-кого залива, безопасности мореплавания и борьбы с нефтяным загрязнением. Хотелось бы уже сейчас обратить ваше внимание на некоторые основные вопросы.

Значительный шаг в охране Финского залива и всего Балтийского моря в целом - упо-мянутое ранее завершение строительства юго-заподного очистного сооружения Санкт-Петербурга. Фундаментальный камень заложен и строительные работы начаты прош-лой весной. В проект будут вкладывать ресурсы Россия, отдельные страны-доноры, международные кредитно-финансовые организации и ЕС. Финляндия будет выделять 10 миллионов евро для выполнения проекта.

Однако, очевидно, что требуются и другие эффективные меры. Город Санкт-Петербург и водосборный бассейн р. Невы отвечают за более, чем половины общего объема сбро-са питательных веществ в Финский залив - следовательно, сохраняется необходимость и в дальнейшем обратить внимание на инвестиции в г. Санкт-Петербурге. Финляндия готова внести свой вклад в содействие выполнению последующих важных шагов, в частности: строительства северного коллектора, сокращения неочищенных сбросов и повышения степени очистки на существующих очистных сооружениях. Мы постоянно подчеркиваем значение водоохранных проектов в Санкт-Петербурге также и перед другими действующими сторонами, в т.ч. в рамках развития Северного измерения.

В соответствии с экспертными оценками объемы перевозок нефти в Финском заливе будут увеличиваться в два раза к 2010 г. с сегодняшних 70 миллионов тонн. Еще в 1987 г. они составили только ок. 15 миллионов тонн. Риски в Финском заливе усугу-бляются мелководными и узкими фарватерами и тяжелыми ледовыми условиями в зим-ний период. Крупный аванийный разлив нефти вызвал бы катастрофические послед-ствия в любой точке Балтийского моря. Необходимо повысить техническое состояние танкеров и усовершенствовать автоматические системы управления движением судов в маскимально короткие сроки, которые вообще возможны в рамках международного сотрудничества.

В последнее время ведется активное сотрудничество. На встрече министров "ХЕЛКОМ" в г. Копенгагене была еще в 2001 г. достигнута договоренность о том, что все прибрежные государства будут требовать использования двукорпусных судов к 2015 г. по ускоренному графику Международной морской организации "ИМО" без исключи-тельных приемов. Участники заседания "ХЕЛКОМ" также обратили внимание на необ-ходимость привлечения буксиров эскортирования на входных фарватерах портов Бал-тийского моря, которые часто являются мелководными. ЕС принял изменение к Пос-тановлению о двукорпусных судах, немедленно запрещающее перевозку самых тяже-лых сортов мазута однокорпусными танкерами и предусматривающее полный отказ от однокорпусных танкеров к 2010 г., т.е. раньше, чем предусмотрено "ИМО". В насто-ящее время "ИМО" также рассматривает вопрос об ускоренном вводе требований по двукорпусным судам.

При расширении ЕС почти на весь бассейн Балтийского моря весьма логично вести диалог с Россией о целевом уровне, установленном ЕС. Повышение безопасности мореплавания подчеркивается в резолюции майского саммита России и ЕС, в котором также признается центральная роль "ИМО" в данном вопросе. Безопасность морепла-вания в Балтийском море можно повысить только путем согласования надлежащих мер. Главные действия явно перешли в рамки "ИМО", что не исключает прямых кон-тактов между странами Балтийского моря.

Россия, Эстония и Финляндия занимаются подготовкой совместной современной систе-мы управления и контроля за движением судов (Vessel Traffic Management and Informa-tion Service), которая будет введена в следующем году. Россия, Эстония, Швеция и Финляндия разрабатывают в рамках "ХЕЛКОМ" всеобъемлющие плавила движения в ледовых условиях, на основе которых будет подготовлен проект постановления ЕС.

Даже при расширении ЕС "ХЕЛКОМ" сохранит свою ключевую роль в охране Балтий-ского моря от загрязнения. Кроме того, Международная морская организация "ИМО" должна также быть готова принять ужесточенные правила игры мореплавания в Бал-тийском море. На основе подготовительных работ в "ХЕЛКОМ", в частности, Швеция и Финлялндия хотят содействовать принятию "ИМО" решения о классификации Бал-тийского моря как особо чувствительной морской зоны (PSSA). Это предложение оправдано особой уязвимостью Балтийского моря и опирается на согласованных стра-нами Балтийского моря совместных мерах. Я подчеркиваю, что Россия занимает ключевую позицию в подготовке статуса "PSSA", и хочу и в этой связи пригласить Россию далее обсуждать те положительные процессы, которые могут здесь быть достигнуты.

Финляндия исходит в своих действиях из того, что она понимает стремление России развивать свою экономику. Постоянно развивающееся сотрудничество в области энер-гетики - одна из составных частей экономического сотрудничества между ЕС и Рос-сией. Однако, одновременно мы хотим содействовать развитию такого международ-ного сотрудничества, которое учитывает как интересы экономики, так и достижение экологически оптимального результата.

Г-н Председатель,

В заключение я хочу еще раз подчеркнуть давние традии и хорошие результаты рос-сийско-финляндского сотрудничества в области охраны окружающей среды. С самого начала г. Санкт-Петербург занимал и занимает особую позицию в этом сотрудничестве.

Расширение международных связей - большая задача не только для правительств и ми-нистерств. Общественный сектор в регионах, муниципалитеты и города, также как и неправительственные организации, деловые круги и средства массовой информации играют важную роль в развитии Северного измерения. Это отражено в составе участ-ников и организации сегодняшего форума. Я рад, что сотрудничеству по охране окру-жающей среды между городами посвящено отдельное тематическое заседание.

Желаю сегодняшней встрече успехов и плодотворных бесед!

   Содержание:




© terijoki.spb.ru, 2000-2009