Rambler's Top100 page counter

13 Апреля 2004 г.

Рождение мастера. Персональная выставка молодой художницы Натальи Петровой.

3 апреля в выставочном зале взрослой библиотеки города Зеленогорска открылась персональная выставка молодой художницы Натальи Петровой.

В 1999 году, если я не ошибаюсь с датой, уже проходила в городе Зеленогорске выставка этой художницы, и тогда она запомнилась зрителю своими энергичными и эмоциональными акварелями. И на открытие выставки Н. Петровой в этом году я пошла с твердой уверенностью, что увижу что-то новое, смелое и необычное. Но стоило мне войти в выставочный зал нашей городской библиотеки, так я просто растерялась. Как будто это вовсе и не та Петрова, с творчеством которой мы познакомились несколько лет назад. В первую очередь, сильно удивили ее работы, посвященные творчеству великих мастеров. Которые никак нельзя назвать копиями, потому как, к примеру, с работой Леонардо да Винчи, картина Натальи и близко не стояла. Может быть - это особый взгляд художницы, особенное виденье того, что нам с детства знакомо и привычно: Но если это какой-то особенный взгляд под каким-то особенным углом, то лично для меня все это выглядит кричаще, выпукло и пугающе. Да и рамы картин, на которые не преминули обратить внимание наши местные художники, придавили меня своей тяжестью и нарочитой пышностью. Может быть, появление таких работ в творчестве художницы связано с выставками-продажами в городе Санкт-Петербурге, где богатые, но далекие от искусства люди, предпочитают приобретать работы, отягощенные посылом на старину? Не знаю. Я выражаю, только свое мнение, с которым вы, возможно, не согласитесь, посетив эту выставку.

Но, ни в коем случае, нельзя сказать, что все работы представленные Натальей Петровой выдержаны в подобном духе, есть на выставке и картины, говорящие уму и сердцу. Работы, где видим художницу, такой, какой мы помним ее по ранним работам - романтиком, тонким и страстным лириком. "Дом Шостаковича", "Тихий уголок большой квартиры", "Старая котельная" - работы далекие от каких-либо попыток увековечить драму социальной борьбы и страданий, лишенные идейного пафоса. Маленькие картины, в которых так остро ощущается особое внутреннее свечение души. Там существует законы перспективы, апробированные временем, и пространство наполнено чувством, спокойным созерцанием и угадыванием смысла молчаливых зданий и строений, которые, однажды зазвучав, не нарушили бы гармонии, а только дополнили и обогатили созданное руками человека. И персонажи этих работ материальны и практически осязаемы, а фон становится бесплотным и непроницаемым, сконцентрировав внимание зрителя на мистической связи вещей с историей и характером человека.

Я надеюсь, что персональные выставки Наташи Петровой станут частым гостем в городе Зеленогорске, и мы могли бы знакомиться с ее новыми работами снова и снова, чрез творчество художницы наполняться энергией, напором и тонким чувством причастности человека в этом мире ко всему, что его окружает.

P.S. Ежели кто подумал, что последние строки - дать вежливости, так он ошибся! Не часто нам, простым зрителям работ местной творческой элиты приходится в чем-то сомневаться. Все решили - художник этот талантлив, и все на этом. Точка. Обжалованью не подлежит. А ежели кто и написал муру, да на стенку в библиотеке повесил, так все наши местные критики скажут, пожав плечами: "Ипохондрия с нашим барином случилась". А тут не только я растерялась, но и художники наши слова приветственные комкали, привычные эпитеты не использовали. Кроме Александра Визиряки. В чем можете убедиться сами. Читайте ниже.

Зеленогорские художники. Коротко о главном.

Александр Визиряко :

Чему поражаешься в первую очередь, когда знакомишься с выставкой Натальи Петровой - это, конечно, трудоспособности и напору с которым Наташа преподносит свои произведения. Мы все хорошо помним выставку акварелей Наташи, прошедшую у нас в городе несколько лет назад. И вот, что характерно, я акварели помню, а художника - нет. Потому, что и тогда нас поразил напор, темперамент природы вещей, в котором присутствует некое жжение, жужжание, сила и страстность. Все это очень приятно. Но мне бы хотелось бы пожелать Наташе большей проникновенности в природу материала, который она рисует. Если вспомнить те акварели, которые мы тогда видели, то я могу сказать, что чувствуется, что Наташа изменилась. В тех акварелях был более глубокий взгляд внутрь себя, а сейчас мы видим большую иллюстративность. Ее первое "я" выходит в ее работах на первый план, а только потом мы уже ощущаем весь остальной мир. Это определенный этап в человеческой психологии, через который все проходят. И мы через это проходили, а потом успокаивались и сейчас более осмысленно и более лаконично подходим к живописи.

Сергей Градусов :

Иногда бывает, приходишь на выставку, пробежался, все понял и уже готов сказать о художнике очень многое. Как правило, выйдешь с такой выставки - и все забудешь. И, слава богу. Но чем талантливее человек и чем серьезней его работы, тем труднее их вот так, с первого взгляда объективно оценить. Я тоже очень хорошо помню ту выставку акварелей Наташи, пошедшую у нас в Зеленогорске несколько лет назад, ту борьбу с материалом, даже можно сказать, войну с материалом, это протирание бумаги жесткой кистью:

Но при всей разности с работами, выставленными сегодня, я сразу узнал и вспомнил ту внутреннюю энергию, которая присуща работам Наташи Петровой. О чем это говорит?

Все мы, конечно, должны учиться до последнего своего вздоха, потому что, чем мы художники занимаемся всю свою жизнь? - это учимся живописи. Больше ничего мы не делаем. Сейчас мы познакомились с творчеством уже вполне сложившегося человека, и я примерно представляю, куда ведет творческая дорога художницы и куда она приведет в конечном итоге. И с нетерпением жду продолжения и возможности познакомиться с новыми работами Наташи Петровой, потому что я уверен, что дорога эта хорошая.

Марина Пименова А я вот не могу сказать, куда ведет эта дорога, о которой говорил Сергей Градусов. Потому что, мне кажется, что, не смотря на такой огромный объем работ, который мы сегодня видели, и я знаю, что еще работы есть, - это только начало пути. Но Наташа уже наработала хороший фундамент для дальнейшей работы над собой и для развития своего творчества.

/ Екатерина Кириллова /

   Содержание:



© terijoki.spb.ru, 2000-2009