С. В. Критский. История развития Петроградского (Ленинградского) железнодорожного узла в 1914–1941 гг.
С любезного согласия автора публикуем текст кандидатской диссертации С. В. Критского на тему "История развития Петроградского (Ленинградского) железнодорожного узла в 1914-1941 г.г.", представляющую собой очень интересную работу по истории развития железнодорожной сети вокруг нашего города.
Введение
Петербургский железнодорожный узел, формирование которого началось
ещё в середине XIX века, стал первым в России и всегда являлся одним из
крупнейших и важнейших узлов на сети железных дорог нашей страны.
Актуальность темы исследования. В настоящее время в историографии
отечественного железнодорожного транспорта имеется значительное количество
работ, посвящённых как истории железных дорог вообще, так и её отдельным
вопросам в частности, а также немало общеисторических исследований, попутно
затрагивающих транспортную проблематику. В них достаточно подробно
рассматривается развитие основных технических средств (локомотивов, вагонов
и т.д.), технология перевозок и экономика отрасли, специфика труда и жизни
железнодорожников (особенно – их участие в революционном движении). В то же
время практически отсутствуют монографии, посвящённые истории отдельных
железнодорожных узлов – даже крупнейших на сети отечественных железных
дорог. В связи с этим, представляется весьма актуальным выявление, анализ и
обобщение основных факторов и закономерностей, оказавших влияние на
развитие одного из крупнейших в стране железнодорожных узлов –
Петербургского, являющегося ядром транспортного узла всего Северо-Запада
России, связующим звеном между Западом и Востоком, между Европой и Азией.
Данный вопрос представляется чрезвычайно актуальным в связи с развитием
новых портовых мощностей на Северо-Западе страны и перспективами
организации в ближайшем будущем высокоскоростного движения между
Петербургом и Москвой.
Объектом исследования является процесс развития Петроградского
(Ленинградского) железнодорожного узла, представлявшего собой крупное
инженерно-техническое сооружение, основным назначением которого являлось
удовлетворение потребностей промышленности и населения Петрограда
(Ленинграда) и окрестной области в перевозках грузов и пассажиров.
Предметом исследования является человеческая деятельность по
формированию и развитию железнодорожной сети линий общего пользования
Петербургского (Ленинградского) железнодорожного узла в период 1914-1941 гг.,
важнейших подъездных путей т.н. "внешнего" промышленного транспорта
города, а также различных технических средств железных дорог, входивших в
узел. При этом главный упор сделан на выявление экономических, технических и
стратегических причин строительства и реконструкции железнодорожных линий.
Хронологические рамки исследования. Материал в диссертации
располагается по проблемно-хронологическому принципу. Хронологические
рамки охватывают период 1914-1941 гг., в течение которого, в целом,
завершилось формирование Ленинградского узла примерно в том виде, в каком
он существует и сегодня. Нижняя хронологическая граница исследования –
начало Первой мировой войны, знаменующее собой определённый рубеж, после
которого развитие узла происходило уже по несколько иным принципам, чем
раньше. Верхняя хронологическая граница данного исследования – начало
Великой Отечественной войны, когда наступил новый, совершенно
специфический этап в развитии железнодорожного транспорта и самого города.
Территориальные рамки исследования. В данном исследовании
рассматривается развитие Петроградского (Ленинградского) железнодорожного
узла, расположенного в Северо-Западном регионе страны. Более подробно вопрос
определения его границ рассмотрен в п. 1.2 настоящей работы.
Полный текст работы С. В. Критского "История развития Петроградского (Ленинградского) железнодорожного узла в 1914–1941 гг.".
/ © С. В. Критский. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Специальность: История науки и техники (07.00.10). Март 2017 г. /
|