Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Карты   Малоизвестное   Заграница

К 65-летию прорыва линии Маннергейма в районе Суммакюля-Суммаярве (09.02.05).

65 лет назад в это же время войска РККА пытались прорвать т.н. "линию Маннергейма", эшелонированную оборону Карельского перешейка от Финского залива до Ладожского озера, состоящую из общей сложности 130 долговременных огневых сооружений[1]. Укреп.районы были расположены по линии от берега Финского залива до Ладожского озера. Общая протяженность "линии Маннергейма" составляла около 140 км. В состав линии входило почти пять тысяч оборонительных объектов[2].

Я с лета собирался посетить место, где советские войска прорвали эту мощную систему укреплений в начале февраля 1940 года. Два раза в прошлом году мы уже обходили два укрепрайона - Суммакюля (Sk) и Суммаярви(Sj). Отчет о втором походе есть здесь.

Но мне было интересно побывать именно в дни годовщины прорыва в месте, в том самом месте, где творилась История.

В этот день (05.02.2005 г.) было не очень холодно. По проторенному пути мы доехали до Кирилловского, там взяли такси и за 30 р. с носа доехали до поворота на "танковую директрису". Но указанная дорога закончилось зданием, поэтому мы стали обходить сооружение слева. Наконец мы увидели будку и следы машины, прошедшей на север в сторону М-line после снегопада. Сначала дорога была вполне проходимая, но метров через пятьсот ,на целине, местами снег доходил почти до колена. К счастью, после принятых пяти капель, дорога заметно улучшилась. Без приключений мы добрались до первой точки пути - Sj-4("Поппиус"). 11 февраля 1940 года этот ДОТ пал, существенно облегчив прорыв линии обороны финнов. Я рассказал Илье, что можно пролезть в подземелья ДОТа и сразу же он выразил желание осмотреть их. Я пошел первый, подсвечивая путь фонариком. Протиснувшись в дверь я стал светить Илье, куда ступать . Но тут произошло для меня неожиданное - слой льда, на котором я стоял, вдруг проломился и я хорошо черпнул ботинком воду... Мой совет : не стоит лезть в Sj-4 без фонарика и резиновых сапог. Хотя мы и без сапог осенью все облазили.

Увеличить Увеличить Увеличить

I.1 Вид с грейдера на полигон.

I.2 Надолбы в снегу.

I.3 Вид на форт "Поппиус".

Увеличить Увеличить Увеличить

I.4 Вид на форт "Поппиус".

I.5 Вход в форт "Поппиус".

I.6 Лунный кратер под снегом
(следы раскопок).

Выжав ботинки, мы продолжили путь. Sj-2 и Sj-8 нашлись легко. Далее мы вернулись по целине, что летом называется проселочной дорогой, к надолбам и пошли вдоль них к высоте "Язык". Сквозь лес виднелись очертания высоты. Справа в шашечном порядке стоят "зубья дракона" - линия надолбов.

Увеличить Увеличить Увеличить

I.7 Sj-2.

I.8 Sj-8.

I.9 Между "Поппиусом" и "Миллионером".

Вот мы проходим место, где идеальный порядок нарушен - нет "зубьев". Уж не здесь ли прорвались советские танки?

Увеличить Увеличить Увеличить

I.10 Впереди ДОТ "Миллионер".
Вид от места прорыва.

I.11-12 Впереди "Лощина смерти".

Мы влезли на высоту "Язык", посмотрели ДОТ "Миллионер" Sj-5. Прошли мимо западного каземата Sj-5 и спустились к противотанковому рву. По воспоминаниям ветеранов здесь были предприняты многочисленные попытки штурма высоты. Сколько солдат полегло... О том ,что здесь происходило одно из кровопролитнейших сражений этой войны мы не забывали. Теперь не важно, кто на чьей стороне воевал. Вечная всем им память.

Мы прошли к плотине через Майяйоки. Вода в заводях и в правду имеет сумашедший кровавый цвет. Сразу вспомнилась легенда о Белом Финне, погибшего на берегу этой самой маленькой речушки. Далее мы, пользуясь тем, что сейчас зима, прошли по льду о.Суммаярвии, вышли на дорогу в районе вырубки и совсем рядом от Sk-7. Дорога оказалась накатанной - до нас здесь пара машин прошла. Быстро дошли до шоссе, пройдя по дороге мимо памятника 204-м неизвестным финским солдатам.

Выйдя на шоссе, мы повернули направо и через метров четыреста увидели слева громадину штаба взвода ( Sk-16). Согласно описаниям, на входом должна была быть мемориальная доска на двух языках, но и сюда добрались любители цветного металла. Табличка срезана - ничего святого нет у отдельных граждан.

Увеличить Увеличить Увеличить

I.13-14 Дот Sk-16.

I.15 Внутренний вид Sk-16.

Осмотрев Sk-16, мы вернулись на шоссе и поймали машину прямо до Каменки, где спустя несколько минут остановили рейсовый автобус до Кирилловского.

Так закончилось наше небольшое приключение. Несколько советов для желающих повторить наш маршрут:
* Теплее одевайтесь
* Будьте готовы к большим сугробам
* Не лезьте в Sj-4. Воды там сейчас много.
* Осторожнее- кругом арматура и колючая проволока.
* Пожалуйста, ничего не ломайте.

Помните о бушевавшей здесь "Неизвестной войне".

Источники:
1. "ЛИHИЯ МАHHЕРГЕЙМА И СИСТЕМА ФИHСКОЙ ДОЛГОВРЕМЕHHОЙ ФОРТИФИКАЦИИ HА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ" (c) Балашов Е.А., Степаков В.H. - СПб.: Hордмедиздат, 2000 - 84 с. (http://www.around.spb.ru/fort/linja/linja.php)
2. А.И.Козлов .Финская война. Взгляд "с той стороны". (http://www.around.spb.ru/finnish/kozlov/part_02_05.php)

Материалы с сайтов:
1. www.mannerheim-line.com
2. www.around.spb.ru
3. www.terijoki.spb.ru

/ 05.02.2005 ©  Гуринский Г., Пакконен И. Фото Г.Гуринского./

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2005-02-11 17:47:05 Петр ()
Интерестная поездка. Если ехать из Питера на машине и после Каменки повернуть на лево в сторону Кириловское, то слева будет поворот на директрису, насколько я понял. Как найти этот поворот? Там много отворотов на лево. И сколько примерно км. по дирректрисе по карте это около 8 км. Зимой, насколько я понял, по ней не проехать, а летом можно?

2. 2005-02-15 09:51:12 Григорий ()
Если ехать из Питера по Средне-Выборгскому шоссе(оно начинается от поста ГАИ в Серово) , то доезжаете до Каменки.Далее слева видите на постаменте танк (Т-80, если я не путаю)И НАПРАВО уходит дорога в сторону Кирилловского. Подробнее схема проезда есть здесь- http://www.levin.around.spb.ru/manerg1.html Только я бы добавил, что поворот на грейдер не по "танковой директриссе"-она зданием заканчиваетсяи его нужно объехать слева. Выезд на полигон мимо будки со шлагбаумом.Далее прямо, а потом( по крайней мере зимой мы так шли) после горки дорога уходит влево. Стоит отметить, что грейдер,если не зимой ехать, отличается от остальных дорожек- мелкий щебень, в основном прямая дорога. На всякий случай посмотрите карты -хотя бы 50000 метровки- они есть и немного понятнее с ними. Если есть ещекакие-нибудь вопросы-пишите.

3. 2005-02-15 10:21:25 Григорий ()
Да,вот еще что. Теперь я думаю ,что мы зимой на грейдер вышли вот около этого холма http://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3?dir=pics/ml_041120&img=ml_041120-p1-07.jpg А в ноябре мы на грейдер раньше вышли. Но тогда мы проселками добирались от будки на шоссе(это ближе к Кирилловскому) и влево уходили, пока до грейдера не дошди

4. 2011-08-17 18:04:17 Василий ()
Здесь много интересных фоток Линии Маннергейма в наши дни http://www.glebychevo.narod.ru/fort.html





Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Карты

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница

 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.