Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Карты   Малоизвестное   Заграница

Крепость Выборг. Западный тет-де Понт. (12.05.05).

Увеличить Красивый и непонятный термин "тет-де Понт" или "тет-де Пон" согласно фортификационному словарю означает "предмостное укрепление" или "предмостная позиция - позиция, имеющая целью облегчить своим войскам наступление или отход через переправу и обеспечить этим свободу действий на обоих берегах реки, должна прикрывать мост или район мостов и переправ от артиллерийского огня противника и обеспечивать от обхода с флангов, для чего последние упираются в реку..."

Увеличить Для Выборгской крепости западный тет-де Понт являлся одиночным или односторонним предмостным укреплением (расположенным, в отличии от двухстороннего, с одной стороны реки), прикрывавшим Кивисильтские переправы. В исторической справке можно прочитать подробнее об общей схеме укреплений Выборгской крепости.

8 мая мы обошли часть западного тет-де Понта в районе пос.Калинина-Селезнево. На приведенной слева карте показан пройденный маршрут и обозначены наиболее интересные точки, на которые в дальнейшем тексте будут стоять ссылки в квадратных скобках. Справа показан тот же маршрут на фотоснимке, сделанном из космоса.

Часть 1. На автобусе из Выборга до пос.Калинина. Окопы и бункер перед фортом N1 [1].
Часть 2. Форт N1 (опорный пункт лит."Б") [2].
Часть 3. Окопы. Природа.
Часть 4. Высота 48,6 м. Приватизированные пещеры. Озеро Горица.
Часть 5. На вершине каменного плато. Пещеры. Домой.

Часть 1.

I. На автобусе из Выборга до пос.Калинина.

Выборг.Западный тет-де понт Выборг.Западный тет-де понт

I.1-2 Вид по обе стороны автомобильного моста.

II. Окопы и бункер перед фортом N1 [1].

Выборг.Западный тет-де понт Выборг.Западный тет-де понт Выборг.Западный тет-де понт

II.1-3.

Выборг.Западный тет-де понт Выборг.Западный тет-де понт Выборг.Западный тет-де понт

II.4-6.

Выборг.Западный тет-де понт Выборг.Западный тет-де понт Выборг.Западный тет-де понт

II.7. Слева виден фрагмент картофелехранилища, устроенного в бункере.

II.8-9.

  Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.   Часть 5.

/ А.Браво, Г.Гуринский, А.Павлов. Фото А.Браво, Г.Гуринского 08.05.2005, В.Зверева 21.06.2008. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2005-05-11 17:45:08 Olekkk (scollect-ov@pop3.rcom.ru)
Очень впечатляет, Друзья мои! Молодцы! Теперь я обязательно посещу эти места, зацепило :-)

2. 2007-10-13 07:02:05 казик ()
места моего детства. я жила в пос. селезнёво, крепость была нашим любимым местом. отец приехал туда пацаном в 44 году, рассказывал много интересного об их находках. детьми обращались в музей., но ничего нам не сообщили: развалины и остатки укрепрайонов.как интересно было! находили много автоматов "Суоми".,патроны за находку не считалисью раньше там была погранзона( а мы ес-но юные друзья погранцов),места мало изучены, но тем и интересны.жаль бывать приходится очень редко на родине.586d3

3. 2007-10-13 07:02:43 казик ()
озеро мы называли Бездонка.отец рассказывал что в одной из пещер была газовая камера, тела всплывали до 50-х годов в озере. может массовое захоронение было, может слухи, может факт, но крайняя к озеру пещера стояла замурованная, когда остальные 4 использовались.683e6

4. 2007-12-15 00:17:55 Михаил ()
Видел только форт!Одно можно сказать-фотографии не передают ту грандиозность,что царит там и по сей день!

5. 2008-06-22 22:01:42 vad ()
Пару слов про пещеры у оз. Горица. Удалось побывать в двух из них. Всего пещер 5. Если считать от озера, первые 4 уходят в скалу примерно на 80 метров. Последняя пятая в два раза меньше. В первых двух выращивали шампиньоны и сейчас они разбиты на небольшие помещения - сектора. Остальные три пустые. Пол ровный из бетона. Размер пещер вполне позволяет въехать на грузовике или другой крупной технике. Время строительства и предназначение узнать не удалось. Если есть интерес, могу прислать несколько фото снаружи и внутри.

6. 2008-06-23 00:44:09 abravo ()
vad, спасибо, за фотографии пещер был бы благодарен, добавил бы сюда.

7. 2009-05-18 23:37:39 Янина (shibaeva@pdmi.ras.ru)
Здравствуйте! Сейчас производство грибов в пещерах временно приостановленно. Там обитает очень милый узбек-охранник с собакой Аллой, который с большим удовольствием за небольшую мзду (так же берёт и провиантом) проводит экскурсии для всех желающих.

8. 2009-05-19 08:36:09 abravo ()
Янина, спасибо за информацию. Надо будет такой возможностью воспользоваться.

9. 2009-08-11 15:04:17 Evgeny P. (siteofep@yandex.ru)
Посмотрел старые карты местности. Озеро Горица называлось по-фински palosillanlampi. Перевел гуглом и словарями. palo - пожар, sillan=silta=мост, lampi - пруд. Siltakanava это акведук. Вполне возможно, что palosillan - пожарный акведук. Местность южнее озера называется palosillan leiri, где leiri означает лагерь. Может опоры [13] как-то связаны с этими названиями.

10. 2009-08-11 15:16:47 abravo ()
Евгений, спасибо. Выглядит вполне правдоподобно, озеро могло использоваться как пожарный водоем и от него шло что-то вроде акведука.

11. 2009-10-15 14:03:24 Алла ()
А я по слухам слышала,что в этих пещерах находился концлагерь во время финской войны.Но ни где это не указано.Одна бабушка рассказывала,что когда они переехали жить в п.Калинино,то когда копали поле находили много человеческих останков.Хотелось бы знать правда это?Кто знает откликнитесь,очень интересно.Или это тайна?

12. 2009-10-15 19:22:26 Александр Павлов (pavlov@phoi.ifmo.ru)
Алла, ВЫ правы - в тех местах и в самом деле был лагерь военнопленных. Сейчас у дороги (Вильманстрандское или Старое Имтаровское шоссе) стоит памятник - фото есть, выложу на форум. Но пещеры эти были отрыты финляндцами для склада боеприпасов, место получило название Раутакорпи. Раута - железо, а корпи - лесная глушь. Думаю, что лагерь был на открытом месте. Про кости тоже слышал - местный мужик говорил мне, что когда строили мосты через Сайменский канал, то ля насыпи брали материал по обе стороны дороги, а там были захоронения пленных. Спрашивал финляндских исследователей про этот лагерь - молчат. А нельзя ли с Вашей бабушкой поговорить?

13. 2009-11-12 16:01:16 МаратычЪ (volgin_dm@mail.ru)
Добрый день! Спасибо за статью - прочитал с огромным удовольствием: хорошие фотографии, удобно показаны метки на нитке маршрута. Не знал, что в районе так много интересного - в прошлом году осмотрел только пехотный форт. Хочу поделиться своими мыслями на счет опоры [13], долго она мне покоя не давала. Много на каких фортах побывал, а ничего подобного не видел. Голову я ломал, пока меня не занесло во Владивосток (Клондайк для любителей фортификации). Изучив историю постройки тамошних крепостей, могу предположить, что данная опора использовалась для поворотного столба канатной дороги! Форты Владивостока строились где-то с 1911 по 1917 года. То есть в то же время, что и данный пехотный форт (встречал упоминание о дате постройки 1914 год.) Представьте, какой объем бетона нужно завести на стройплощадку, причем единомоментно! При строительстве фортов Владивостока к ним сначала подводили узкоколейку, канатную дорогу, только затем приступали к строительству. И конечно же, самыми мощными столбани, на самых мощных основаниях, были крайние столбы канатки.

14. 2009-11-12 21:19:18 Александр Павлов (pavlov@phoi.ifmo.ru)
тут вот в чем заморочка - пещеры, что в скале под этой опорой, построены финляндцами в 1937-38 годах для склада боеприпасов. Раутокорпи называлось место. Но, вроде бы, не до конца достроили, достраивали наши пленные во время ВОВ. Для строительства этих пещер канатная дорога на гору не нужна совершенно. На горе планировался форт №1 русской крепости Выборг, но к его строительству не приступали. Вопрос с "опорой" остается ...

15. 2009-11-13 09:13:05 МаратычЪ (volgin_dm@mail.ru)
Забыл внести маленькое уточнение - опору, подобную [13] я видел собственно на форте № 1. Она расположена чуть левее того места, где на плане стоит цифра 3. На следующей неделе поищу фотографии - скину. А что касается использования канатных дорог при строительстве фортов, то есть вот такая фотография http://fortress.wl.dvgu.ru/img/tech/alb-04.jpg правда видны промежуточные столбы канатной дороги и они деревянные. Но, я точно знаю, что при строительстве форта № 7 (Владивосток) последний столб канатной дороги был металлический и он ставился на бетонное основание.

16. 2011-05-17 17:41:34 Ru ()
В точках (17)и(18) вы натолкнулись на окопы вырубленные в скальных породах, двигались ли вы по ним далее в глубь леса от будущих точек гротов(19)(20) ???

17. 2011-05-17 20:51:11 abravo ()
Ru: Если я правильно понял вопрос, то нет, вглубь мы не пошли, а двинулись к вершине плато, а потом к пещерам, которые пришлось слегка обойти с юга. Собственно говоря, маршрут нашего движения показан красной линией, это запись трека GPS-навигатора.





Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Карты

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница

 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.