Rambler's Top100 page counter

06/05/02. Заводу "Автоматика" - 40 лет !

Когда в апреле вся страна вспоминает полет Гагарина, и по телеканалам повторяют фильм "Укрощение огня" посвященный российскому ученому С.П. Королеву, не многие из нас вспоминают, что и первый спутник в 1957, и апрель 1961- все это только отдельные отметки на долгом и трудном пути ракетной истории нашей страны. И уже совсем немногие вспомнят, что и Ленинградский завод "Красный Октябрь" - участник нашей истории. Двигатель зенитной ракеты, сбившей американский самолет-шпион Пауэрса 1 мая 1961 года, был сделан на заводе "Красный Октябрь". И делали рабочие этого завода тогда для ракетного щита Родины не только его.

А начиналось все примерно так.

В середине 50-х стране была необходима надежная ракетная техника. Не столько для космической программы, сколько для технического оснащения советской армии. В перечень предприятий способных выполнить задачу подобной сложности вошел и наш завод. С 1958 года началось серийное производство жидкостных ракетных двигателей - ЖРД. Тогда же встал вопрос о создании собственной испытательной базы для завода. Производству и КБ требовались стенды для проверки качества изготовления, выявления дефектов и отработки новых конструкций различных ЖРД и агрегатов ракетной техники. В том же 1958 году в лесу у города Зеленогорска заводу был выделен участок земли, и начались строительные работы по созданию испытательного полигона.

Выбор места под Зеленогорском определился из следующих соображений: от головного завод находился не более 50 километров, глухое ненаселенное место на болотистом лесу в 2 с половиной километрах от станции "Зеленогорск", рядом - железная дорога и военные бетонный завод, автобаза, стройчасть, электроподстанция, 2 артезианские скважины для снабжения водой, да еще и несколько частей ПВО под боком (что немаловажно, учитывая характер объекта). Заводу были предложены еще два места - на берегу Ладоги и в Лисьем Носу, но они не подошли для будущего полигона по разным причинам. На выбранном участке ранее предполагалось построить жилгородок ракетчиков системы пояса ПВО г.Ленинграда, к 1958 году был уже отстроен первый этаж административного здания, КПП, заложены котельная и система водоснабжения, подведены дороги.


Хохлов Т.Т.,Гришанцев В.А.,Кузнецов В.Л.,Козлов
2 ряд:Кузнецов А.,Белокуров,Тихонов Ю.К.

Строительство было начато по типовому проекту института "Гипроавиапром" (по этому же проекту строились наши "близнецы" - испытательные станции под Москвой и под Омском). Оборудование главного здания станции корпуса 1 с испытательными стендами было закончено в 1962 г. В феврале 1962 года приказом по заводу испытательная станция была преобразована в отдельный испытательный цех п 8. Костяк коллектива составили кадровые работники Авров О.В., Васильев В.А. талантливые молодые инженеры, пришедшие из Ленинградского Военмеха - Браво Е.М., Богданов В.Ц., Тихонов Ю.К. и другие.

Уже 28 апреля 1962 года состоялся первый запуск на стенде п 2, что и принято считать днем рождения испытательной станции в городе Зеленогорске. А затем строились и вводились в эксплуатацию все новые и новые испытательные стенды для ЖРД, их узлов и энергоагрегатов - бортовых источников питания (газогенераторов различных типов), выпускавшихся "Красным Октябрем". Производственные подразделения были созданы мастерами Селиверстовым Ю.В., Пакиным А.П., Кузнецовым В.Л., Селиверстовым Н.В., Маршаловым А., Хохловым Г.Т., Мазаевым А.К., Фридманом С.3., Шакиным Е. и др.


Первый пуск: Барановский В.С.,Пентешкин В.,
Рогулин О.Ф.,Куйке Р.В.
2 ряд:Ханин И.,Кистерский М.А.,Буданов А.М.
,Механцов Виктор.В.,Механцов В.В.

В 1963 году в городе Зеленогорске был построен для работников завода дом по адресу Речной переулок, дом 3.

"Красный Октябрь" продолжал помимо изделий ракетостроения и выпуск авиатехники, и в 70-80 годы на базе испытательной станции цеха п 8 в Зеленогорске были, построены еще и динамические стенды для испытаний автоматов перекоса и редукторов вертолетов, для длительных испытаний агрегатов хвостовых трансмиссий и другие. Ввод стендов в эксплуатацию проходил под руководством ветеранов цеха - заместителей руководителя по технической части Браво Е.М., по производству - Тихонова Ю.К. Технологическое бюро цеха, включавшее специалистов по всем связанным с испытаниями вопросам - от строительства до измерений и метрологии, возглавлял Богданов В.П.


Директор завода С.З.Фридман

К 1980 году испытательная станция в Зеленогорске имела полностью автономную систему жизнеобеспечения (вода, тепло, электроэнергия, сжатый воздух, азот), свой транспорт (автотранспорт, железная дорога, развитая трубопроводная система), строительное подразделение, столовая, очистные сооружения, ВОХР и т.д. Все это уже не умещалось в цеховые рамки и привело к созданию отдельной структуры в Объединении "Красный Октябрь" - зеленогорского завода "Автоматика".

Завод "Автоматика" - развитое специализированное испытательное подразделение для обеспечения нужд основного производства по всем видам испытаний, как на базе собственных стендов, так и с выездом специалистов для испытания изделий завода "Красный Октябрь" на стендах сторонних организаций (в Подмосковье и в Омске).


Нач.исп.комплекса С.Г.Успенский

В 85-86 годах были освоены испытания редукторов трансмиссии самого большого отечественного вертолета Ми-26. Напомним, что все это было сделано на базе ЭВМ размерами со шкаф, но с возможностями ниже современной игровой приставки. И хотя на производство пришла современная вычислительная техника с большими возможностями, до сих пор ничего подобного системе управления заводским стендом не создано и даже не просматривается. Но мы стараемся выдержать направление на автоматизацию испытательных процессов и необходимость их постоянного технического перевооружения, определенное еще в начале 80-х под руководством Браво Е.М.

В те годы талантливым инженером и организатором Евгением Моисеевичем Браво были заложены и сформулированы основные принципы и направления развития испытательного производства.


Технологи:Мартемьянов В.Р.,Васильева Л.Ю.,Моденов Б.М.

Под руководством руководителей технологической службы Богданова В.П., Шкобарева А.С., Моденова Б.М. и при участии специалистов Горелика А.З. Федорова Н.И., Сорокиной Н.И., Стотыки В.И, Правошинского П.С., Максимова С.Г., Дудукал Д.А., Ефимовой Е.К.,. и другими были созданы современные технологии испытаний изделий авиационной техники. Созданные и отработанные инженерами Стотыкой В.И. и Сизовой М.Л. методики измерений и оценки метрологических характеристик систем измерений вошли в основу испытательной метрологии. И сейчас, когда внедряются в производство требования международной системы качества ИСО 9000, мы встречаем в них те процедуры и методы, которые внедрялись на наших стендах еще в 60-е годы.

Начало 90-х трудности в стране и на производстве не обошли и наш завод. Прекратилось производство ракетной техники, сократилась программа авиационной техники, было свернуто производство мопедов "Рига-13". Пришлось резко сократить штаты, оставив только необходимый минимум специалистов, привести к разумному размеру используемые производственные площади, ликвидировать не окупающие себя службы. Все было сделано в основном собственными силами, без прекращения производства испытаний. Сами искали арендаторов, сами вели переговоры с местными властями и налоговыми службами, сами переносили стенды в действующие корпуса. Большая нагрузка при этом легла на ветеранов - инженеров Горелика А.З. и Мартемьянова В.Р., механика Фещенко М.И., директоров Иванова Ю.А., а затем Фридмана С.З.

Все годы своего существования завод "Автоматика" собирал к себе наиболее грамотных специалистов в Зеленогорске и его ближайших окрестностях, а также из областных поселков Рощино, Каннельярви и других мест. Многие из тех, кто получал новые квартиры в Ленинграде, продолжали трудиться на заводе. Люди держались за свой завод и за свой коллектив. Многие выросли и жили вместе, вместе приходили на завод, приводили соседей, знакомых. На заводе работали и работают семьями - Абрамовы, Есиповы, Кузнецовы, Сизовы, Шеляпины, Тихоновы, Васильевы, Степановы, Теребовы и другие.

При сокращении производства в 90-е годы нашими работниками были укомплектованы в округе Зеленогорска коммунальные службы - квалифицированные и дисциплинированные работники, способные работать с гидравликой, пневматикой и различной автоматикой были нарасхват.

Из участников первого пуска сегодня в живых осталось только шестеро: Игнатьева Л.М., Федоров Н.И., Есипов М.А., Хохлов Г.Т., Никитин А.Д. - они уже на заслуженном отдыхе; Лепесев Г.К. - до сих пор в строю. Время исправно собирает свою жатву, в живых не осталось ни одного из мастеров стендов ЖРД 60-х годов.

Наши ветераны:
Фридман С.З., Мартемьянов В.Р., Рогулин О.Ф., Шмалько А.Д., Гусева Н.Н., Иванова А..С., Коноплев П. А., Иванова О.С., Горский Л.Ф., Юдин Н.П., Степанов В.Т., Старинский С.Ж., Морозов М.С., Растворова В.Н.., Барановская Н.И., Шеляпин Г. А.

Разрешите со станиц газеты поздравить всех работников завода "Автоматика", которые и сейчас трудятся на производстве, и тех, кто уже на заслуженном отдыхе с 40-летним юбилеем завода. И пожелать всем доброго здоровья, успехов во всех делах. А также выразить признательность администрации завода, Совету директоров, Генеральному директору.

/ Фридман С.З., Успенский С.Г. /

От лица администрации и профсоюзной организации и редакции газеты "По случаю" поздравляем ветеранов, отдавших заводу более 20-ти лет своей жизни:
Бабичев Б.В., Богачева Е.А., Ванчков Ю.А. , Васильева М.А., Васильев В., Гришанцева И.И., Гусаков Ф. Я., Марчук Н.М., Матвиевская Р.А., Нефедьев М. В., Павлов В.П., Павлов В.А., Рясков В.И., Сочнева А.М., Сочнев Ф.С., Осипов М.А., Желнина В. Я., Загребина Н.С., Зайцев В.Г., Иванов А.А., Игнатьева Л.М., Измалков В.Н., Исаков А.А., Кузнецова А.С., Кузнецов В.Л., Кукушкина Н.А., Соколова Н.И., Соколов О.Г., Трусов Г.Ф., Федоров Н.И., Фещенко М.Н., Хохлов Г.Т., Цветков В.А., Чекамен А..М., Шакин Е.И.


An ERROR has occured!

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

Комментарии

1. 2008-07-25 17:05:46 Сергей (dsptwo@inbox.ru)
А нету ли фотографий первого корпуса до его закрытия. Уж очень посмотреть хочется как это выглядело раньше

   Содержание:


© terijoki.spb.ru, 2000-2009